Владимир Путин: не морочить голову людям, а показать результаты

В Кремле меняют модель управления экономикой

Владимир Путин: не морочить голову людям, а показать результаты

Фото с сайта kremlin.ru

Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам принесло ожидаемую маленькую сенсацию. Владимир Путин, как и прогнозировала «Парламентская газета», назвал ключевой задачей повышение эффективности управления экономикой, тем самым косвенно признав, что нынешняя модель, сформировавшаяся под влиянием российских либералов, не способна решать стратегические задачи. При этом Владимир Путин был образен, заявив, что не нужно морочить голову россиянам перечислением законов, мер и поручений, а нужно показывать им реальные результаты работы.

Не Госплан, а стратегическое проектирование

Накануне заседания было немало прогнозов, что в Кремле намерены возродить Госплан. Что ж, в определённой мере эти предсказания сбылись: в экономическую реальность страны вводятся новые понятия — «стратегическое проектирование» и «стратегические проекты»; по уровню и масштабу задач и качеству целей — вполне соответствуют советскому Госплану, по методам, конечно, отличаются, учитывая степень информатизации экономики.

Понятно, что в выборный год в зону стратегического  проектирования переводится в первую очередь социальная сфера: ЖКХ, образование наука, медицина, моногорода. То есть направления, требование развивать которые было сформулировано в майских, 2012 года, указах Президента России. Правительство выполняет эти указы согласно данным Счётной палаты неудовлетворительно, что, конечно, не добавляет социального оптимизма.

И ведь проблема не в том, что в стране не хватает денег, как отметила в своём выступлении председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, а в том,  что существующая модель управления экономикой не способна тратить их с должной отдачей. 15-20 расходов госбюджета расходуются неэффективно, как подчеркнул Александр Бречалов, секретарь Общественной палаты России,  что позволяет называть этот процесс растранжириванием средств, а не инвестициями. В результате бюджет вместо доходов от новых производств получает расходы на содержание недостроев. Привела Татьяна Голикова и другие примеры, как можно хитро использовать государственные деньги: в министерствах и ведомствах создано 339 информационных систем, что обошлось почти в 200 миллиардов рублей, каждый год на их содержание расходуют ещё десятки миллионов рублей, между тем отдача от сайтов и информационных каналов весьма сомнительна.

Есть в стране внутренние резервы, которые можно использовать, не привлекая дополнительные доходы, одним лишь повышением контроля и эффективности планирования. Пока не ясно, каким именно образом и через какие организационно-экономические структуры будет осуществляться стратегическое проектирование. Очевидно, действующие министерства и ведомства прямо участвовать в этом не будут.  Однако их деятельности, как подчеркнул премьер Дмитрий Медведев, стратегические проекты не должны мешать. Видимо, справедлива и обратная формула — министерства и ведомства также не должны мешать стратегическим проектам.

Показатели — целевые, ответственность — персональная

Примечательно, что на заседании не было теоретических рассуждений и упований на невидимую руку рынка, в которую достаточно вложить денег, и она сама решит все проблемы. Разговор шёл конкретный и жёсткий. Стратегические проекты должны быть контролируемы и управляемы, исходя из системы целевых показателей, а ответственность за их провал или успех, как подчеркнул Владимир Путин, будет персонифицированной. Это крайне важная деталь: до сей поры неизвестны случаи, когда руководители несли бы ответственность за невыполнение государственных задач. За воровство или взятки — снимали, а за ущерб стране, зачастую в кратно больших масштабах — не припомню прецедентов. Отмечу существенное дополнение в программу стратегического проектирования, которое внесла Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации: составить перечень важнейших стратегических проектов уровня строительства космодрома на Дальнем Востоке, а также учесть необходимость выравнивать социальный и экономический уровень развития регионов, укрепляя основы федерализма в стране. Видимо, нелишне будет, помня о необходимости совершенствовать законодательство в связи с новыми целями, ввести в состав Совета и руководителей профильных комитетов Федерального Собрания — такую идею выдвинул Сергей Нарышкин, председатель Госдумы.

Но всё это — детали, пусть и важные. Главное, на мой взгляд, в другом — экономика страны получила шанс выйти на новый уровень развития, отказавшись от малоэффективной и архаичной управленческой схемы с низким КПД, но высоким уровнем безответственности и коррупции. Как это получится, что за новые формы управления и оценок по ключевым показателям предложат экономическая наука и специалисты-управленцы, предстоит узнать в ближайшее время.


Просмотров 3927

13.07.2016

Популярно в соцсетях