Ирина Хакамада планирует вернуться в Госдуму

На съезде «Партии роста» обнародовали её выборные списки и программу

Притянуть к себе голоса «недовольных горожан» либеральных убеждений, владельцев и работников малого и среднего бизнеса — задача новой-старой партии, образовавшейся 26 марта этого года из «Правого дела». Списки партии демонстрируют достаточно звёздный состав, который с высокой вероятностью обеспечит ей прохождение 5-процентного барьера на выборах 18 сентября в Государственную Думу.

По количеству действующих депутатов в списках «Партия роста» будет пятой после четырёх парламентских партий. В  федеральный список, который возглавили бизнес-омбудсмен Борис Титов, депутат Оксана Дмитриева (сейчас во фракции «Справедливая Россия») и предприниматель Дмитрий Потапенко, вошли также депутат-единоросс Наталья Бурыкина (долгое время возглавлявшая думский Комитет по финансовым рынкам), депутат Иван Грачёв (бывший председатель думского Комитета по энергетике) — также из «Справедливой России» и заместитель председателя думского Комитета по экономической политике Виктор Звагельский (сейчас во фракции «Единая Россия»).

 Московский список возглавит известный правый политик Ирина Хакамада, петербургский список возглавит депутат Андрей Крутов (фракция «Справедливая Россия»). Первым по Подмосковью станет проигравший праймериз «Единой России» Борис Надеждин. Лидер движения «Запад России» Соломон Гинзбург стал первым номером по Калининградской области, экс-сенатор Иван Стариков — по Новосибирской области, председатель движения «За права автомобилистов» Виктор Похмелкин — по Пермскому краю, бизнесмен и депутат-единоросс Михаил Слипенчук — по Бурятии и ряду регионов Сибири. В федеральную десятку вошёл также председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев (бывший министр экономики России).

При этом «знаковой тройкой» партии можно смело назвать «правую» Ирину Хакамаду, «социал-демократа» Оксану Дмитриеву и лидера партии Бориса Титова — кредо которого по сумме заявлений  можно было бы охарактеризовать как либеральный центризм.

Левая-правая где сторона?

Такой состав списков и проект программы «Партии роста» не позволяют однозначно отнести её ни к классическим левым, ни к классическим правым. Впрочем, на дворе эпоха политического постмодерна, когда по всему миру эта градация теряет своё прежнее значение. Партию можно назвать право-леволиберальной. Во внешней политике она провозглашает патриотизм при открытости миру, во внутренней — свободу предпринимательства при сильной социальной защите, вопросы которой, впрочем, не детализирует. «Людям дела нужен собственный голос в политике», — в этой фразе Бориса Титова, по сути, заключено резюме партийной программы.

Всё это, конечно, не ново. Изюминкой экономической программы стали идеи «Столыпинского клуба», состоящие в том, что не надо бояться целевой инвестиционной эмиссии денег, поддержки отечественного реального сектора и внутреннего потребления.

Впрочем, тут как раз такой случай, когда люди, то есть целый ряд знаковых фигур, куда важнее программных тезисов, которые по случаю летней выборной кампании редкий гражданин сможет дочитать до середины.

Где взять голоса?

Развёртывать сильные региональные организации и избирательные штабы и «идти в глубинку» у партии времени нет. А потому она явно сосредоточится на привлечении голосов из крупных урбанизированных регионов — Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Подмосковья, Екатеринбургской и Челябинской агломераций Урала, Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово, Красноярска, Иркутска, Хабаровска и Владивостока. Способен принести немало голосов партии и российский север — Карелия, Мурманская и Архангельская области. А на юге — Краснодар и Ростов.

Критически важным для избирательной кампании партии будут телевидение (для наращивания известности) и Интернет (для собственной агитации). Опору на «думающие» слои не раз провозглашал председатель партии — Борис Титов. Проблемой для «ростовиков» может стать очень краткий (с учётом лета) агитационный период и низкая явка потенциальных городских избирателей, которые к тому же не все к 18 сентября вернутся с дач и курортов.

В массовом сознании «Партия роста», очевидно, пока отсутствует, а политическое сознание в России демонстрирует довольно высокую инерционность. Смогут ли кандидаты партии разбудить «средний класс», интересы которого они обещают продвигать и защищать — покажет время. Но ясно, что уровень креатива партийных технологов должен в оставшееся до выборов время на голову превосходить креатив конкурентов. Ведь ставка сделана на разборчивую аудиторию.

 

 


Просмотров 1026

04.07.2016

Популярно в соцсетях