На Востоке заглянут за горизонт

25 июня начинается официальный визит Президента России в Китай

За три президентских срока Владимир Путин ездил с официальным визитом в КНР каждый год, иногда - дважды. Исключение — 2003, 2005 и 2013 годы. Но новый визит может стать особым: 17 июня в Петербурге Путин обозначил одну из главных целей предстоящих встреч, заявив, что «в июне с нашими китайскими коллегами мы планируем дать официальный старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнёрства в Евразии с участием государств Европейского экономического союза и Китая».

Москва - Пекин: взгляд в одном направлении

Сближение позиций и нарастающее взаимодействие России и Китая началось в новом веке с подписания в 2001 году Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

За эти годы определились направления, по которым экономики двух стран эффективно дополняют друг друга. Китай с его бурным ростом ВВП крайне заинтересован в энергетическом обеспечении своего развития. Потому более половины российского экспорта в Поднебесную приходится на нефть и нефтепродукты. Выгодно ли это России? На данном этапе - бесспорно, поскольку китайские компании привлекают инвестиции на миллиарды долларов, чтобы осваивать углеводородные месторождения и создавать логистическую инфраструктуру в труднодоступных регионах Арктики. К тому же диверсификация нефтяных потоков гарантирует наших производителей от возможных политических рисков со стороны европейских потребителей: объёмы поставок нефти на 25 лет составили 365 миллионов тонн на сумму 270 миллиардов долларов.

Другое направление, которое, судя по подготовительной предвизитной поездке вице-премьера Дмитрия Рогозина в Китай, будет рассмотрено в ходе переговоров, касается сотрудничества в оборонном комплексе и высокотехнологичных отраслях. У России впечатляющие заделы в этой сфере, а также громадный потенциал, чтобы иметь прекрасные перспективы взять под контроль пятимиллиардный азиатский рынок вооружений, а также гражданской авиатехники и машиностроения. Вот только ресурсов в условиях кризиса на всё не хватает. У Китая с его громадными золотовалютными резервами такие ресурсы есть. К тому же Пекин модернизирует вооружённые силы, которые пока уступают по совокупной огневой мощи (с учётом ядерного оружия) и России, и, главное, США, и заинтересован, несмотря на официальную оборонительную концепцию, закреплённую в Конституции КНР (мы не воюем, пока на нас не нападут), в том, чтобы приобрести новые образцы вооружения. Так что стоит ждать притока инвестиций с Востока и в отечественную оборонную промышленность и сопряжённые с ней машиностроение, приборостроение, электронику и другие высокотехнологичные отрасли. Не стоит забывать, что после введения санкций у отечественных производителей резко сузились возможности приобретать на Западе современные машины и оборудование, не говоря о технологиях. У Китая есть достижения и в этой сфере, закономерно, что на долю машин и оборудования приходится 35,3 процента в общем объёме китайского импорта. Словом, общий принцип сотрудничества ясен: Китай заинтересован в нашей топливно-сырьевой базе и научно-технических разработках, Россия - в возможности привлекать инвестиции, получать новые технологии и оборудование прежде всего в электронике и транспортном машиностроении.

Под прессом Вашингтона

Но не только экономические интересы обуславливают необходимость прагматического сближения двух стран для того, чтобы сформировать обширный круг партнёров в Евразии. ЦРУ в аналитическом докладе-прогнозе ещё в 2013 году включило и Россию, и Китай в число первоочередных угроз США и их роли в мировой политике. С целью ограничить потенциал наших стран США создают две подконтрольные торгово-экономические зоны - Транс-Тихоокеанское партнёрство и Трансатлантическую зону свободной торговли. На карте мира - два полукольца, которые охватывают Евразийский континент, ограничивая внешнеэкономическую и политическую экспансию. Да и претенденты на пост президента США - Хиллари Клинтон и Дональд Трамп - единодушны в своих планах: ввести антидемпинговые пошлины для китайского импорта и вообще «привести Пекин к порядку». В таких условиях Россия и Китай логично должны объединять усилия, чтобы сформировать независимый от Вашингтона центр принятия важнейших политико-экономических решений, которые гарантировали бы для будущих членов вероятного евроазиатского торгово-экономического партнёрства, включая, возможно, и Европейский союз, условия для проведения самостоятельной политики.

Так что если договорённость о начале создания нового геополитического формирования на официальных переговорах будет достигнута - а шансы весьма высоки, иначе президент Владимир Путин не заявлял бы публично о такой повестке дня, - это не только станет главным успехом визита, но и будет означать, что у России появились дополнительные возможности, чтобы перейти на новый социально-экономический уровень.

 

Мнения

Иван Грачёв,

член Комитета Государственной Думы по энергетике:

- Если в Пекине будет подписан документ о новом евразийском торгово­экономическом партнёрстве, это откроет для России новые возможности по выходу на ведущие позиции на мировых рынках. Надо помнить, что ни у Китая, ни у других стран — возможных партнёров особых филантропических наклонностей замечено не было. Нам надо чётко представлять, что мы можем предложить партнёрам и какое место занять в разного рода союзах. У России есть и научно­технические заделы, и позиции, в которых мы продолжаем сохранять лидерство.

Я имею в виду в первую очередь энергетику. У нас практически неограниченные возможности по фундаментальным экологическим показателям, чтобы наращивать выработку энергии во всех видах. А КНР с её грандиозными планами удвоить ВВП к 2020 году потребуется много энергии. Здесь мы можем быть лидерами и получать дополнительную прибыль в экономике и авторитет в политике.

 

Андрей Виноградов,

руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН, доктор политических наук:

- Всё идёт к тому, что Россия может оказаться перед важнейшим геополитическим вызовом. Дело в том, что с созданием предполагаемой новой большой евразийской торгово­экономической зоны наша страна станет объектом воздействия двух центров силы: восточного во главе с доминирующим в Азии Китаем и западного — Евросоюза и стоящих за его плечами США. Сумеет ли Россия сохранить рациональную идентичность, хватит ли мощи и воли, чтобы нейтрализовать весьма возможную экономическую и идеологическую экспансию с двух сторон? Вот о чём надо помнить и планировать соответствующие действия. Если всё же идентичность будет меняться, как это происходило во время предыдущих исторических переломов — Петровских реформ, Октябрьской революции, то в каком направлении? Какое общественное сознание мы получим в итоге?

Просмотров 861

24.06.2016

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...