Большого «передела» регионов не будет

Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак, обсудивший с сенаторами стратегию и тактику региональной политики

Большого «передела» регионов не будет

Фото Юрия Инякина

В регионах слишком много территориальных органов федеральной власти, и в Правительстве РФ готовы поддержать инициативу Совета Федерации по сокращению их числа. Между тем сокращать число самих регионов путём их укрупнения никто сверху не собирается — как, впрочем,  и возрождать планирование экономики в традициях советского Госплана. В верхней палате, которая готовит доклад о новых основах региональной политики, «сверили часы» с вице-премьером Дмитрием Козаком, курирующим вопросы развития российских территорий.

Центр думает над отменой налоговых льгот в пользу регионов

По мнению вице-премьера, вопрос передачи дополнительных властных полномочий  регионам сегодня уходит на второй план. Ключевой вопрос — где взять ресурсы для исполнения уже возложенных на них обязательств и обеспечения их потребностей? Только поэтому территории просят вернуть ряд полномочий, однако, по словам Дмитрия Козака, данный запрос требует тщательной оценки  — сколько это будет стоить  бюджету? 

Сегодня региональной власти делегировано 117 полномочий с федерального уровня — они финансируются за счёт субвенций из госказны. Причём финансируются щедро — суммарные расходы бюджета и внебюджетных фондов на эти цели на 2016 год заложены в размере более одного триллиона рублей. Достаточно ли этого и, соответственно, адекватны ли методики расчёта? По словам Дмитрия Козака, практика показала: к этому триллиону регионы прибавляют из собственных бюджетов ещё 35 миллиардов рублей. При этом 25 миллиардов приходится на Москву и Санкт-Петербург. «Святая обязанность центра профинансировать свои полномочия, делегированные регионам. Особенно это касается сферы  лесных отношений и регистрации актов гражданского состояния, на которые приходится соответственно 6,7 и 2,9 миллиарда рублей регионального дефицита», — отметил он.

Много печальнее выглядит ситуация вокруг обеспечения собственных полномочий — их только федеральными законами на регионы возложено около 630, и они фактически  финансируются за счёт субъектов РФ. Причём у более 500 таких полномочий так и не определён статус — то ли они финансируются территориями, то ли центром. А это в совокупности —  порядка 6,4 триллиона рублей, которые не обеспечиваются субвенциями из федерального бюджета. При этом регионам не хватает на обеспечение таких полномочий порядка 49 миллиардов рублей — таковы предварительные и приблизительные расчёты Правительства РФ. 

При этом субъекты тратят порядка 700 миллиардов рублей, которые назначили себе сами — и среди таковых, как сообщил вице-премьер, не только богатые, но и дотационные регионы. Впрочем, дифференциация при этом огромная — география и климат, а также исторически сложившийся дефицит (например, дефицит рабочей силы) определяют сложности и преимущества развития той или иной территории. Потому в ближайшее время Правительство планирует изменить подходы к укреплению финансовой базы регионов. В том числе, как сообщил Дмитрий Козак, здесь возможна отмена налоговых льгот, что может принести порядка 200 миллиардов рублей.

Лидерам могут оставить часть федеральной прибыли

Отдельная тема  — система стимулирования как бурно развивающихся регионов, так и тех, кто находится в числе аутсайдеров. Вице-премьер рассказал, что в рамках реформы межбюджетных отношений планируется увеличивать гранты регионам-лидерам. Также если субъект РФ показал хороший рост экономики, то центральная власть готова оставлять в доходах региональных бюджетов часть прироста федеральных налогов, которые поступили за предшествующий финансовый год. «Это существенный стимул для того, чтобы отказываться от дотаций», — убежден он.

Жёстко высказался Дмитрий Козак в отношении тех регионалов, кто получает дотации на выравнивание бюджетов, но не исполняет обязательства перед федеральным центром. «Будем заключать отдельное соглашение — в случае невыполнения обязательств должна быть финансовая ответственность, а в случае и её невыполнения — политическая ответственность. Нельзя допускать, чтобы наказывались наши граждане в связи с нерасторопностью местных властей», — заявил Дмитрий Козак.

В Правительстве РФ существует план поддержки городских агломераций — это, по словам вице-премьера, позволит развивать не только города-миллионники, которые превращаются с зону экологических рисков, и увеличивать количество «центров экономического притяжения». Дмитрий Козак убеждён, что таких центров должно становиться больше, чтобы потоки не скапливались в одних «точках».

Сенатор Сергей Рыбаков поднял тему малых городов (от 20 до 40 тысяч населения), в которых на собственные доходы ниже  в четыре раза той суммы, которая нужна, чтобы свести концы с концами. В такой «безнадёге» как стимулировать на  развитие власти на местах? Дмитрий Козак заметил на это, что межбюджетная «регулировка» в данном случае отдана в ведение регионов — они, мол, и должны стимулировать. Но признал, что сегодня в некоторых городах выйти на самообеспеченность практически невозможно: «Мы обсуждаем вопрос, чтобы вернуться к предоставлению права муниципалитетам вводить самостоятельно местные налоговые сборы — на рекламу, на  благоустройство города и тому подобное. Это практиковалось в 90-е годы, и возможно, это окажет поддержку местным бюджетам сейчас. Но с ходу такое  решение принимать никто не будет — проблема очень сложная», — подчеркнул он. 

Отдельно поднималась тема комплексной группы налогоплательщиков (КГН) — сенатор Елена Мизулина обратила внимание, что власти не могут рассчитать налоговые поступления, потому как предприятия, работающие «внутри» КГН, остаются с точки зрения прибыли непрозрачными. Из-за этого, как выяснилось позже, Омская область, например, потеряла 5,5 миллиарда рублей прибыли за прошлый год. Дмитрий Козак заявил, что в Правительстве РФ стоит задача к следующему финансовому году «расшить  проблему». Один из вариантов — централизация доходов КГН и распределение их по разработанной центром методике.

Госплан естественных монополий

Между тем законодателей  крайне не устраивает положение, при котором разрыв между богатыми и бедными регионами увеличивается — на это обратил внимание не один сенатор. Так, Арнольд Тулохонов заметил, что из года в год сокращается число регионов-доноров — это, по мнению парламентария, свидетельствует об отсутствии эффективной региональной политики. «Федеральные программы сегодня — это набор инвестиционных проектов, где губернаторы делят бюджетные деньги, и в этом интересов государства  нет. Надо вернуться к «хорошему прошлому»  и восстановить Госплан,  решать проблемы с его помощью, а не волевым решением.

Для некоторых экономистов тема возрождения Госплана советского образца, как тряпка для быка. Однако Дмитрий Козак успокоил и сторонников, и противников такой идеи —  сегодня, по его словам, это фактически невозможно. Другое дело, что федеральные субъекты естественных монополий так или иначе планируют и  создают на той или иной территории свои структуры, которые зачастую создают условия для саморазвития регионов. «Чтобы понимать, что и где строить, надо представлять, каким образом будет развиваться экономика  конкретного региона, каковы его преимущества — это сырьевое производство, промышленность, туризм или что-то ещё? В этом и есть конечная цель стратегии пространственного развития РФ — определять, где должна появляться федеральная структура. А сами регионы вправе действовать в рамках собственных планов развития», — сказал Козак. И добавил, что в этом и состоит отличие от советского Госплана, который всё подчинял интересам центра. И в сегодняшней России, по заверениям вице-премьера, вопрос о федеральном планировании экономики страны в целом не стоит.

Между тем Дмитрий Козак пообещал разобраться в ситуации с Советом по изучению производительных сил (СОПС) — сейчас это научно-исследовательское учреждение, которое как раз обеспечивало научную базу под решения «что и где строить?», хотят ликвидировать и слить с Академией внешней торговли. Как заявил один из самых опытных сенаторов Николай Рыжков, «это будет величайшей ошибкой». Дмитрий Козак пообещал предметно разобраться в данном вопросе и дать ответ сенаторам. И заметил, что если речь идёт о необходимости слияния СОПС в рамках оптимизации расходов, то оно должно происходить не с Академией внешней торговли, а с теми структурами, которые непосредственно занимаются пространственным развитием России. 

Очень много «федералов» на местах

Новые основы региональной политики  — такова главная тема доклада Совфеда на предстоящем заседании Совета безопасности России. Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что доклад парламентарии и блок Правительства РФ, занимающийся регионами, готовили вместе. Одно из предложений  — создание единой информационной госсистемы по своду обязательств федерального центра, регионов и муниципалитетов. Есть предложения и по корректировке правительственной методики, которой оцениваются расходные полномочия регионов, — они тоже вошли в проект доклада.

Совет Федерации также предлагает «проредить» территориальные органы федеральной власти — какие-то объединить, какие-то упразднить. Здесь вице-премьер высказался в унисон с парламентариями — по его словам, на каждый регион приходится более 30 федеральных  структур. Это огромное количество чиновников, из-за чего, по словам вице-премьера, сложилась крайне негативная ситуация, связанная с конкуренцией среди этих чиновников — в таких органах власти самая низкая среди госслужащих региона зарплата. «Это означает, что в них невозможно набрать профессионалов. Поэтому необходимо и дальше делегировать полномочия регионам в связи с упразднением территориальных органов власти. А те органы власти, которые нужно сохранить, необходимо укрепить материально, дать сотрудникам  нормальную зарплату, которая как минимум не должна быть ниже окладов, получаемых региональными госслужащими», — подчеркнул Дмитрий Козак. Заметим, что сейчас уровень зарплат госслужащих в регионах разнится в 1,5 раза  — не в пользу «федералов». Одна из «неостывающих» тем — возможное укрупнение регионов. Здесь вице-премьер высказался однозначно: никаких административных решений сверху по слиянию территорий не будет и быть не может. «В соответствии с нашей Конституцией путём  нажима на регионы этого делать невозможно, и мы так действовать не намерены. Такая инициатива может пойти «снизу», но они, как известно, рождаются очень тяжело, потому как связано с ломкой привычной структуры управления в регионах. Не думаю, что в ближайшее время мы выйдем  на масштабный передел региональных границ», — считает Дмитрий Козак.

А вот на изменения основ региональной политики выходить самое время — на этом сделала акцент председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «По состоянию на 10 июня мы получили более сотни ответов из субъектов РФ — в основном это одобрения и конструктивные замечания. Все такие замечания мы постараемся учесть при представлении нашего доклада об основах региональной политики на заседании Совета безопасности при Президенте РФ в июле», — сообщила спикер.


Просмотров 1578

15.06.2016

Популярно в соцсетях