Вернут ли регионы государству 2,3 триллиона рублей

В Совете Федерации разрабатывают новую политику взаимоотношений центра с периферией

Регионы продолжают нищать, а предпринимаемые Правительством меры не эффективны. К такому выводу пришли участники заседания научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации в ходе обсуждения экономических и бюджетно-финансовых основ федерализма.

Реальный федерализм предполагает наличие у регионов возможности для обеспечения всем россиянам определённого качества жизни: нормальные доходы, хорошее образование и здравоохранение. Однако относительно высоким уровнем жизни сегодня могут похвастать лишь жители считанного количества субъектов Федерации, включая Москву, Санкт-Петербург, Татарстан.

По данным Счётной палаты, за последние 4 года количество профицитных регионов сократилось в три раза. Устойчивая тенденция исполнения региональных бюджетов с дефицитом привела к существенному росту государственного долга в регионах. С 2011 по 2016 года госдолг субъектов увеличился с 1,2 до 2,3 триллиона рублей. Это обстоятельство серьёзно влияет на исполнения регионами своих полномочий: тут и отсутствие дорог, детских садов, снижение социальных выплат. Очевидно, считает глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, что вопрос перехода на принципиально новый уровень государственной региональной политики давно назрел.

76 убыточных регионов

- Долгое время у нас декларировалась политика выравнивания регионов, которая заключалась в перераспределении бюджетных средств. Был принят целый ряд федеральных целевых программ, механизмов стимулирования развития отдельных территорий, однако такие механизмы оказались неэффективными, — заявила спикер Совета Федерации. — 76 убыточных регионов говорят, что не всё ладно у нас.

К примеру, в течение пяти лет в стране действовала программа сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов. А уровень межрегиональной дифференциации за это время только увеличился. По данным Росстата, в 2001 году максимальный валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения в 17 раз превышал минимальный. В 2014 году разница между богатыми и бедными субъектами выросла уже в 41 раз.

Действующая модель государственной политики искажает мотивацию к работе у руководителей регионов, заставляя тех вместо поиска способов развития территории, выстраивать отношения с федеральным центром в надежде на субвенции. В этом спикер Совета Федерации видит отход от истинного федерализма.

Мировой опыт федерализма выработал универсальную формулу: полномочия — это финансы, нет финансов — нет полномочий. Бюджетная же система России сохраняет систему чрезмерной централизации налогово-бюджетных полномочий, отметила Валентина Матвиенко. Основная часть доходов и расходов распределяется на федеральном уровне.

Вместе с тем от принципа выравнивания отказываться нельзя, полагает глава Совета Федерации, он должен оставаться частью государственной поддержки регионов. Но основной акцент необходимо сделать на развитие системы стимулирования субъектов к самостоятельному развитию.

По поручению Совбеза Советом Федерации сейчас готовится доклад об основных направлениях государственной региональной политики. Рабочий вариант документа уже разослан в субъекты. В июне он будет представлен на заседании Совета безопасности.

Теория и практика

Вытягивать регионы из очевидной стагнации по логике должны специалисты Министерства экономического развития. Однако никаких новых революционных шагов в ведомстве предложить не смогли. Замминистра Сергей Назаров выступая на заседании, перечислил количество открытых территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ), но больше говорил о «совершенствовании системы оценки» и стратегии пространственного развития.

«Вы говорите правильные, теоретические вещи, — согласилась с ним Валентина Матвиенко, — но хотелось бы больше конкретики».

А конкретика такова, что федеральный центр не справляется в созидании институтов и механизмов повышения инвестиционного потенциала регионов. Все эти ТОРы, ОЭЗ, технопарки и другие инструменты развития, по словам глава Счётной палаты Татьяны Голиковой, не работают как надо, а вот деньги уходят.

К примеру, федеральная адресная инвестиционная программа в 2015 году была исполнена на 93,3 процента, её региональный сегмент — на 89,8 процента. При этом на федеральном уровне удалось ввести в строй лишь половину запланированных под неё объектов, и лишь 25 процентов задуманного — на региональном.

- Необязательно по всей территории России навязывать особые экономические зоны, — подчеркнула глава Счётной палаты. — К сожалению, сейчас, когда принимается такое решение, не изучают ни качество жизни в субъектах, ни показатели экономического и демографического развития. Это не даёт правильно выстроить саму финансовую поддержку региона.

«Верните 5 процентов»

За последние годы федеральный центр делегировал субъектам 117 полномочий, на исполнение которых у них нет средств. «Сейчас это происходит за счёт трансфертов из федерального бюджета. При этом средства зачастую перечисляются регионам в конце года, чуть ли не под бой курантов», — констатировала спикер верхней палаты парламента.

Валентина Матвиенко убеждена, что финансировать передаваемые полномочия необходимо за счёт увеличения доли доходов, которая должна поступать в региональные бюджеты. «То есть обеспечить полномочия постоянными источниками финансирования, а не средствами, идущими в рамках перераспределения от Минфина», — пояснила она.

Это позволит главам регионов более обоснованно прогнозировать объём поступлений средств в местные бюджеты, а власть на местах будет больше заинтересована в росте собственного экономического и налогового потенциала.

Больше всего старая схема перераспределения бюджетных средств задевала немногие оставшиеся регионы-доноры. По их представлению, остальные субъекты живут по принципу: «Кто не работает, тот ест».

По итогам прошлого года объём ВРП Республики Татарстан составил 1,825 триллиона рублей. Ранее в стране законодательно была утверждена норма о паритетном распределением налоговых доходов между федеральным центром и регионами. До 2001 года налоги делили 50 на 50. Сейчас в бюджетном кодексе такой гарантии нет. При этом за последние три года пропорция распределения налогов в Татарстане составляла 45 на 55.

- Эти пять процентов для нас очень важны и позволили бы дальше наращивать наш доходный потенциал, — подчеркнул глава Республики Рустам Минниханов.

Кроме того, регионы давно просят отменить монополию федеральных льгот на налоги, которые должны идти в местные бюджеты. Такая «упущенная прибыль» только в Татарстане в 2014 году вышла на 9,6 миллиарда рублей.

Глава Минфина Антон Силуанов согласился с необходимостью отмены льгот, установленных на федеральном уровне по региональным или федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные бюджеты, но только постепенно, в течение пяти лет. Также Минфин готов рассмотреть возможность увеличения доли акцизов на алкогольную продукцию, зачисляемой в бюджеты регионов.

По мнению Антона Силуанова, такой шаг даст регионам возможность чётче представлять направление своих расходов и сократить объём государственного долга.


Просмотров 1432

30.05.2016

Популярно в соцсетях