Письма избирателей — барометр для депутата

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин обсудил с главами региональных законодательных собраний работу с обращениями граждан

За время осенней сессии 2015 года через приёмную Госдумы к депутатам поступило около 38 000 обращений граждан. Люди пишут, звонят, приходят на приём, чтобы разобраться в юридических тонкостях, решить житейские проблемы, получить социальную помощь, найти защиту от судебного произвола. Граждане обращаются также к депутатам регионального и местного уровня. В каждом регионе своя система работы с обращениями избирателей. В Госдуме прошла видеоконференция, в ходе которой представители субъектов Федерации поделились опытом.   

Люди определяют приоритеты работы

В совещании приняли участие депутаты Госдумы и представители 11 регионов. По словам Сергея Нарышкина, такой состав участников позволил обсудить тему с разных сторон, а поводов для разговора немало. Президент России недавно провёл прямую линию, и значительная часть вопросов относилась к компетенции правоохранительных органов, региональных и местных властей. «Очевидно, что при надлежащей их работе, включая своевременное и точное выполнение своих обязательств и качественное рассмотрение обращений, людям не пришлось бы выходить на уровень главы государства», — подчеркнул Сергей Нарышкин.

Органы исполнительной власти подотчётны вышестоящим и контролирующим инстанциям. Парламент обладает своей спецификой: депутаты не обязаны отчитываться о своей работе с гражданами, они самостоятельно и напрямую взаимодействуют с избирателями. И тем сложнее судить о результатах такой работы. «Но работа с обращениями граждан — это обязанность депутатов всех уровней, которая закреплена в законе и проистекает из представительной природы парламента, — сказал Нарышкин. — Мы должны сделать качество исполнения этой работы одним из главных критериев, по которым избиратели могли бы оценивать своего избранника». Спикер Госдумы предложил усилить роль фракций, которые уже координируют часть работы с гражданами, — особенно это касается личного приёма. Только в марте к депутатам Госдумы обратились 12 000 россиян. Темы обращений показывают срез настроений в обществе и приоритетов законодательной работы. Лидируют вопросы ЖКХ, затем идёт социальная сфера, здравоохранение, образование. Много жалоб на правоохранительную и судебную системы.     

Крым предложил повысить статус депутата

В режиме видеоконференции представители регионов рассказали, как они ведут работу с избирателями. Один из самых активных субъектов Федерации — Крым. «Общение с избирателями — сильная сторона крымского парламента, — сказал председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов. — В республике организовано обобщение информации как на уровне госсовета, так и не уровне муниципалитетов». Темы обращений связаны с проблемами переходного периода. Это, например, вопросы перерегистрации транспорта, собственности, регистрации садоводческих товариществ по российскому законодательству. Большой резонанс в обществе вызвал закон о возвращении кредитов украинским банкам. «Избиратели видят в госсовете тот институт, который способен что-то решить и продвинуть их интересы», — подчеркнул Константинов.

При этом глава Госсовета Крыма считает, что нужно повышать статус депутатов и дать им больше возможностей влиять на исполнительную власть, правоохранительные органы. Сейчас у муниципальных депутатов нет инструментов для того, чтобы эффективно решать проблемы. Нет законодательных предписаний, как чиновники должны реагировать на депутатские запросы, — так что народные избранники часто не могут добиться ответа на запрос.   

Председатель Мурманской областной думы  Михаил Ильиных согласился, что эффективность работы с избирателями зависит от того, как выстраиваются отношения с исполнительной властью. «Если удачно, то результат налицо, — сказал он. — Но зачастую депутат вынужден заниматься  пустой перепиской». Вместе с тем, по словам Ильиных, в Мурманской области налажено взаимодействие разных уровней власти — министры и руководители муниципалитетов никогда не отказываются от совместных приёмов.

От коррупции до покупки холодильника    

В регионах информация о порядке приёма граждан размещена на официальных сайтах законодательных собраний. Председатель Народного собрания Республики Дагестан Хизри Шихсаидов рассказал, что на их сайте работает электронная приёмная граждан, где каждый может задать вопрос депутатам. За последние пять лет депутаты Дагестана рассмотрели 8930 обращений, из них письменных — 2853. В пользу граждан решено 50 процентов вопросов. С февраля 2013 года в республиканском парламенте работает «депутатский пост» — депутаты принимают телефонные звонки по жалобам, связанным с коррупцией. За три года поступило 1816 обращений, по которым парламентарии работали с представителями министерств и ведомств.

В Карелии в конце каждого месяца депутаты на неделю выезжают в округа. «Парламентские слушания» и «правительственные часы» проходят в режиме онлайн, и любой желающий может принять в них участие. В Липецкой области приём граждан проводится в течение «депутатской недели», когда депутаты облсовета, муниципальных образований и сельсоветов общаются с избирателями. Заместитель председателя Липецкого областного совета депутатов Владимир Загитов уверен, что эта система помогает обобщать результаты приёма и затем корректировать законодательство. Председатель Совета депутатов периодически выезжает в муниципальные образования — за неделю граждане узнают об этом и записываются на приём. Больше всего обращений по ЖКХ, затем идут социальные вопросы. 9 процентов обращений жителей Липецкой области связаны с переселением из ветхого и аварийного жилья.

У депутатов Тюменской областной думы есть фонды, которые входят в областной Резервный фонд. Как пояснил первый заместитель председателя Тюменской областной думы Андрей Артюхов, депутат может распоряжаться конкретной суммой на помощь людям по вопросам, очерченным областным правительством. В основном средства выделяются на житейские вопросы: от медицинской помощи до замены оконных рам и покупки холодильника. Кроме того, в области принято оказывать помощь из личных средств депутатов.

Проблема формального отношения к людям ещё актуальна

Заместитель председателя Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Александр Романович обратил внимание, что только 15 процентов электронных обращений — по существу, а остальные носят общий характер. В прошлом году фракция предложила внести изменения в закон о порядке рассмотрения обращений граждан. В соответствии с законопроектом, электронное обращение обязательно должно содержать контактный телефон и почтовый адрес. Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин считает, что нужно выработать форму ответа на информационные сообщения, которые приходят по электронной почте. Это ускорит процесс рассмотрения писем. Глава Комитета по госстроительству согласился, что парламентарии Крыма поставили важный вопрос о роли депутата и его возможности влияния на исполнительную власть.

Подводя итоги совещания, Сергей Нарышкин сказал, что работа с обращениями граждан в законодательных органах власти поставлена на должный уровень. Но опыт субъектов Федерации показывает, что надо вносить изменения в действующее законодательство. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан был принят 10 лет назад. С тех пор в него вносили поправки, связанные с уточнением сроков рассмотрения запросов, статусом коллективных обращений, внедрением электронных технологий. «Но проблема отписок и формального отношения к людям остаётся», — сказал Сергей Нарышкин. По его словам, количество обращений к депутатам разных уровней свидетельствует о высокой востребованности института обратной связи. Нельзя допустить, чтобы граждане разочаровались в эффективности этой системы.


Просмотров 1319

25.04.2016

Популярно в соцсетях