Как развивается самая близкая народу власть

21 апреля в России уже в четвёртый раз будет отмечаться День местного самоуправления

В среду в Совете Федерации пройдёт совместное заседание Совета по местному самоуправлению при палате регионов и Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы на тему «Местное самоуправление в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения…». В этот же день Всероссийский Совет местного самоуправления подведёт итоги конкурса лучших муниципальных практик 2015 года.

Накануне всех этих мероприятий в пресс-центре «Парламентской газеты» прошла встреча с первым заместителем Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, местному самоуправлению и делам Севера Степаном Киричуком и членом Комитета Виктором Павленко. Сенаторы рассказали о том, как развивается система МСУ в России, почему граждане должны больше сосредоточивать в своих руках управление территорией, на которой живут, какими в идеале должны быть главы муниципальных образований и как складываются межбюджетные отношения в России.

Ещё только учимся распределять деньги

О том, почему День местного самоуправления отмечается 21 апреля, напомнил Степан Киричук. 21 апреля 1785 года Екатерина II издала Грамоту на права и выгоды городам Российской империи или Жалованную грамоту городам — законодательный акт для регламентации правового статуса «городских обывателей».

И вот, спустя 231 год мы ведём разговор о современной системе местного самоуправления в России, которая активно развивается, и будет продолжать это делать. В мае 2014 года был принят Федеральный закон № 136 о местном самоуправлении в России. «И главная его новация заключалась в том, что Российская Федерация отошла от централизации власти и дала многообразие форм при организации структур местного самоуправления, - объяснил Киричук, - В результате власть на местах стала доступна для граждан». Есть схема: муниципалитет — регион — центр. И, согласно ей, надо совершенствовать межбюджетные отношения для увеличения общей доходной части российского бюджета.

А вот о том, из чего сейчас складываются эти межбюджетные отношения, рассказал Виктор Павленко. Тем более что ещё до сентября 2015 года он занимал пост мэра Архангельска и с проблемами знаком не  понаслышке, а сейчас, по его собственному выражению, ещё не остыл от мэрской работы.

«Федеральные законы выстроены чётко и есть гармоничная система, но субъекты не всегда могут грамотно распорядиться своими финансовыми полномочиями. Порядка 70% поступлений в казну — от НДФЛ, затем идут налоги на имущество, от продажи земли и прочие. Но, например, Архангельск на всех уровнях ежегодно собирает 30 миллиардов рублей, отдаёт в общую казну и назад получает 4,5 миллиарда рублей. А нужно ему 10-11 миллиардов рублей. И получается, что тем мы больше заработали, тем у нас больше отобрали», - рассказал сенатор. Он уверен, что эти вопросы надо как-то решать. Кроме того, нужно чётче определять, видимо, на региональном, а не на федеральном уровне, на что может тратить деньги, скажем, муниципальное образование. Иначе, зачастую, выходит так, что функции муниципальному образованию переданы, а денег на их воплощение нет, а спрос-то идёт. Может быть, этими вопросами должен заниматься Минфин. Совет Федерации сейчас рассматривает цепочку и её прозрачность от федерального бюджета до самого маленького муниципального образования.

Надо полюбить тех, кто голосовал против тебя

Тему подхватил Степан Киричук, он высказал мнение, что сегодня субъекты Федерации могут эффективно использовать свои возможности. «Но, действительно, необходимо ещё решить вопрос межбюджетных отношений, распределения средств между тремя уровнями — муниципалитетом, регионом и центром», — пояснил сенатор.

«Главное для главы любого муниципального образования — честность принятых решений, открытость для каждого, кто хочет прийти и рассказать о своих проблемах, но главное — умение полюбить тех, кто голосовал против тебя», — уверен Киричук. Кроме того, каждый житель должен знать, что управляет той территорией, на которой он живёт. И наличие муниципальных практик, итоги конкурса которых будут подведены завтра, во многом стало подменять деятельность органов местного самоуправления. Это плохо — общественность должна совершенствовать и улучшать то, что сделали местные власти. «Да, улучшать, но не делать всю работу за них!», — уточнил сенатор.

Гражданин, не пугайся системы!

На вопрос, как простому гражданину разобраться в непростой системе местного самоуправления, Киричук ответил, что для начала нужно вспомнить Конституцию страны, где в 3-й статье сказано, что источником власти является народ. И именно народ определяет то, какой быть его жизни через высказывание жизненной позиции, референдумы и выборы. И этим надо пользоваться обязательно, априори считать себя свободным на право принять решение по благоустройству собственной жизни. А если кто-то ущемляет, то исправлять эту ситуацию. «Повторюсь, законодательство говорит, что народ — это власть. А все остальные — слуги и муниципалитеты тут не исключение», — сказал Киричук. Он считает, что сам фактор того, что в России есть День местного самоуправления и люди самого высокого ранга — Президент, главы Палат занимаются этим вопросом лично, говорит о том, что вектор местного самоуправления устремляется только вверх.

Виктор Павленко в заключение вспомнил: ещё в бытность свою мэром он понял, что людям, по сути, все равно, кто и за что отвечает, им главное, чтобы всё работало и функционировало, и сами они готовы к этому прилагать руку. Чёткая вертикаль власти при большой инициативе людей — эта та формула, которая обеспечит системе местного самоуправления динамичное развитие.

Просмотров 1483

19.04.2016 19:55

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...