Нагорный Карабах: новая провокация Эрдогана

Из-за чего возобновились боестолкновения на территории, которую и Армения и Азербайджан считают своей

Нагорный Карабах: новая провокация Эрдогана

Фото RIAN

В ночь на 2 апреля в Нагорном Карабахе после многолетнего затишья вновь резко обострилась обстановка. По линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооружённых сил начались ожесточённые боестолкновения, в ходе которых погибли по меньшей мере 33 человека (30 солдат и 3 мирных жителя) и свыше 200 получили ранения. В нарушении перемирия стороны обвинили друг друга.

Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) в своём отчёте сообщило, что в населённых пунктах, затронутых боевыми действиями, проживают около 14,4 тысячи человек. Но УКГВ не располагает информацией о повреждениях инфраструктуры, эвакуации гражданских лиц или гуманитарных нуждах. «Правительство Азербайджана информировало, что внутреннего перемещения людей нет, в то время как со стороны Армении 50 человек попросили временное убежище в Ереване. Оба правительства объявили, что не нуждаются в международной гуманитарной помощи», — отмечается в отчёте УКГВ.

Вечный бой

Нагорный Карабах — классический пример длительного тлеющего конфликта, который время от времени, в зависимости от политической обстановки, разгорается и вновь затухает, но не полностью. Карабахская проблема корнями уходит в глубокую древность. По разным данным, включая сочинения Геродота и Ксенофонта, эти территории были заселены армянами и родственными им племенами ещё с VII или IV веков до нашей эры и носили название Арцах. Однако в XVIII веке под влиянием междоусобиц Карабахское ханство оказалось под властью тюркского хана, фактически представлявшего Османскую империю. В результате впервые в истории здесь начался массовый отток армянского населения и активные тюркские переселения в Карабах. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошёл в состав Российской империи сначала как часть Карабахской провинции, затем в составе нескольких уездов Елизаветпольской губернии. В 1917 году в связи с распадом Российской империи Карабах некоторое время был самостоятельным государством, управляемым Собранием армян Карабаха. Однако азербайджанцы, строящие своё государство, несмотря на абсолютное большинство армян в регионе, оспорили их право на Карабах. Регион стал на несколько лет ареной ожесточённых столкновений между азербайджанцами и армянами. Для решения территориального спора азербайджанцы прибегли к помощи англичан и турок, с иностранной помощью Азербайджан добился присоединения Карабаха. После советизации Армении и Азербайджана решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. сначала было решено передать Нагорный Карабах Армении, однако новым решением от 5 июля он был всё же оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой автономии. Изначально Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) граничила с Армянской ССР, но к концу 1930-х годов общую границу упразднили, Карабах стал анклавом в азербайджанской территории. В феврале 1988 года Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР, что вызвало новый конфликт между Арменией и Азербайджаном. В сентябре 1991 года в административном центре НКАО Степанакерте было объявлено о воссоздании независимой Нагорно-Карабахской республики (НКР). В ходе последовавшего кровопролитного военного конфликта Азербайджан потерял контроль и над Нагорным Карабахом, и над рядом прилегающих исконно азербайджанских районов, однако смог взять под свой контроль несколько районов Армении (меньших по площади, чем утраченные). Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики Арцах (НКР), так как последняя не является стороной переговоров. Нельзя сказать, что все последние годы на линии соприкосновения войск было тихо — между армянскими и азербайджанскими окопами время от времени постреливали, а присутствие снайперов не позволяло авиации совершать посадку в нужных местах. Тем не менее перемирие соблюдалось. Меньше месяца назад в Армении с рабочим визитом побывал председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, посетив при этом военный аэродром совместного базирования. Тогда российские лётчики совершали учебные полёты над Арменией, не нарушая, естественно, границ Азербайджана. И обстановка оставалась совершенно спокойной, никаких инцидентов или провокаций не отмечалось.

Рука Анкары?

Что же изменилось в первые дни апреля? С чего бы вдруг произошло внезапное обострение обстановки? Ведь позиции Армении достаточно стабильны и надёжны, а Азербайджан в военном отношении слабее и самостоятельно не смог бы отвоевать утраченные территории. Ответ тут, как представляется, очевидный: во вспыхнувшем конфликте нужно искать «руку Анкары», а точнее, президента Турции Реджепа Эрдогана. После победы его партии на парламентских выборах его власть постоянно прибегает к различным провокациям — от жестоких разгонов демонстрантов и арестов неугодных журналистов до уничтожения российского военного самолёта на территории другого государства. Причина агрессивного поведения Эрдогана известна — это вскрытие российской стороной его связей с террористической организацией ДАИШ («Исламское государство», запрещено в РФ) и её финансирование. После ряда неудач и осуждения даже со стороны западных партнёров Эрдоган решил разыграть «карабахскую карту», беспроигрышную для него, на первый взгляд, и однозначно болезненную для России. Ведь в случае продолжения конфликта вокруг Карабаха Армения, как член ОДКБ может попросить военную помощь от других членов организации. Если в такой помощи будет отказано, Россия потеряет Армению как союзника и члена ряда интеграционных объединений. А в случае оказания военной помощи подорванными окажутся отношения России с Азербайджаном. В любом случае наша страна в проигрыше. В таком плане оценивает новый конфликт в Карабахе первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров:

- Ситуация в Нагорном Карабахе уже долгое время находится в напряжённом состоянии, случались перестрелки, имели место небольшие провокации с обеих сторон, об этом просто мало говорилось. Но, на мой взгляд, в нынешнем обострении сыграло роль и внешнее вмешательство. Я не исключаю, что подстрекателем могла выступить Турция — она официально поддерживает одну из сторон конфликта и «готова помогать до последнего солдата», по словам Эрдогана. Я считаю, что это негоже, мы категорически против решения конфликта военным путем, всё-таки обе стороны являются странами СНГ, членами его Парламентской ассамблеи. Чем быстрее прекратятся боевые действия, тем меньше будет жертв с обеих сторон и можно будет скорее сесть за стол переговоров снова. Хотя Азербайджан и заявил, что готов вернуть эту территорию военным путём, но, на мой взгляд, более конструктивный путь — это ведение переговоров с Карабахом и Арменией. Я думаю, что сейчас никто не заинтересован в большой кавказской войне. Но если есть заинтересованные среди сторонних государств, то они должны понимать, с каким огнём они играют.

Сходной позиции придерживается и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов:

— Обострения конфликта в Нагорном Карабахе следовало ожидать. Самостоятельная внешняя политика России, конечно, вызывает раздражение у западных стран, в особенности у США. Они недовольны ситуацией на Украине и успехами в Сирии, поэтому они подыскали нам «работу». Нагорно-карабахский конфликт очень удобный полигон для этих целей, потому что при серьёзном его обострении Россия может быть втянута в противостояние на стороне Армении не только с Азербайджаном, но и с Турцией. С Арменией у нас тесные военные, союзнические отношения, она также является членом ОДКБ. Естественно, если не будет проявлена выдержка всеми сторонами, то Россия может оказаться в очень незавидной ситуации. Так что это — прямая политика США по сдерживанию России. На мой взгляд, военного разрешения конфликта точно не будет. По крайней мере, основные его участники — Армения и Азербайджан — от такого решения только проиграют: гибель людей, разрушение инфраструктуры, торможение экономического развития. Очень надеемся, что разум возобладает и стороны перейдут к поиску мирного решения. С другой стороны, это сигнал к тому, что все участники минского процесса должны приложить усилия для быстрейшего разрешения конфликта. Всё-таки те двадцать лет, когда в Карабахе не было стрельбы, убаюкали международное сообщество и активных действий по разрешению конфликта не предпринималось.

Участие Турции в разгорающемся конфликте видит и член Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат от ЛДПР Илья Дроздов:

— Я думаю, что на обострение ситуации в Нагорном Карабахе пошла азербайджанская сторона, потому что Армении и Карабаху это в принципе не нужно. Я не исключаю, что в роли провокатора здесь выступила Турция, также свою лепту наверняка внесли США, президент Азербайджана Ильхам Алиев как раз недавно встречался с их госсекретарём. Действия Турции по безоговорочной поддержке Азербайджана также об этом говорят. Ещё полтора года назад я говорил, что наши так называемые партнёры попытаются создать дугу напряжённости по всем нашим границам, где это только возможно. Безусловно, Кавказ является зоной исключительных интересов России, и нам меньше всего нужна там горячая точка. Хорошо, когда везде мир, но в данном случае лучше замороженный конфликт, чем война. Россия должна принять максимум дипломатических усилий для разрешения этого конфликта. Все переговоры по карабахскому конфликту должны продолжаться в рамках минской группы.

Покой там только снится

Тем временем 3 апреля первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян заявил, что республика готова к любому развитию обстановки вплоть до оказания, при необходимости, прямой военной помощи обороне Нагорного Карабаха. Но в министерстве обороны Армении также сообщалось, что армия обороны Нагорного Карабаха заявила о готовности обсуждать предложение азербайджанской стороны о перемирии «в контексте восстановления прежних позиций» на линии соприкосновения. В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что принципиальная позиция Баку состоит в том, что территориальная целостность страны «не является, не была и не будет темой переговоров». В последние часы министерство обороны Армении заявило о возобновлении Азербайджаном обстрела Нагорного Карабаха. Ночью на всём протяжении линии соприкосновения шёл обстрел из миномётов и пушек. Агентство «Sputnik Армения» передало новые кадры артиллерийских обстрелов. По данным агентства, запись сделана в Мартакертском районе Нагорного Карабаха, огонь ведётся с азербайджанской стороны. На видео видны артиллерийские установки и группа военнослужащих. В свою очередь, пресс-служба минобороны Азербайджана заявила об уничтожении беспилотника армянской армии, сбитого в направлении Физулинского района. Азербайджанская армия открыто заявляет о нанесении 125 огневых ударов по силам НКР, несмотря на заявления Ильхама Алиева о прекращении огня и стремлении к миру. Также азербайджанская сторона обвиняет вооружённые армянские подразделения в использовании крупнокалиберных пулеметов, 60-, 82- и 120-мм минометов, гранатометов, а также артиллерийских установок. А Реджеп Эрдоган, судя по всему, пока потирает руки: очередная провокация удалась.


Просмотров 3579

04.04.2016

Популярно в соцсетях