Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Босфор не может быть закрыт для нас

Власти Турции продолжают серию враждебных действий по отношению к России

01.12.2015 16:10

После инцидента с российским военным самолётом Су-24, сбитым ВВС Турции над Сирией, начинаются проблемы с черноморскими проливами. По поступающим сообщениям, десятки российских судов скопилось на проходе через пролив Босфор, Турция заставляет их часами ждать разрешения зайти в пролив.

Проблемы на земле, в небесах и на море

Пока турецкие власти делают вид, что происходящее — случайное стечение обстоятельств. Однако ранее пресса сообщила, что береговая охрана Турции приступила к учениям в Мраморном море, которое связано проливом Босфор с Чёрным морем и проливом Дарданеллы с Эгейским морем. Учитывая, что оба пролива являются необходимой составной частью путей доставки в Сирию оборудования, сил и средств для проведения операции против запрещённой в России террористической организации «Исламское государство», умышленная задержка российских транспортов вновь свидетельствует о поддержке Турцией экстремистов.

Опасения, что Турция может закрыть для российского судоходства черноморские проливы, возникали сразу после инцидента с самолётом и объявления об ответных российских санкциях. Однако ситуация не столь простая. Несмотря на суверенитет Турции над проливами, согласно международному праву, она не имеет права в одностороннем порядке закрывать проливы, если только официально не находится в состоянии войны с государством, корабли и суда которого задерживает.

О чём говорит международное право

Статус проливов регулируется специальной конвенцией, заключённой в 1936 году на международной конференции в швейцарском городе Монтрё. Конвенция Монтрё даёт государствам, имеющим выход к Чёрному морю, особые права в сфере отстаивания своих интересов в Босфоре и Дарданеллах.

В статье 2 Конвенции Монтрё устанавливается право свободного прохода торговых судов через оба пролива в мирное и военное время. Согласно статье 6, Турция может ограничить право свободного прохода, обязав иностранные суда осуществлять вход в проливы исключительно в дневное время суток. Проход через Босфор и Дарданеллы должен осуществляться по курсу, который установят турецкие навигаторы. Однако условия возникновения военной опасности в тексте Конвенции Монтрё не оговариваются и должны определяться по ситуации, что даёт возможность разного толкования событий.

Впрочем, Турция и без этого создала прецедент обхода Конвенции Монтрё, приняв в 1994 году в одностороннем порядке Регламент судоходства в проливах. Он позволяет турецким властям ограничивать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств.

Турция проигнорировала опасения, что этот регламент противоречит положениям Конвенции Монтрё и нарушает права других государств на судоходство в зоне проливов.

На сегодняшний день в связи с растущим напряжением в отношениях с Россией представитель НАТО выступил с заявлением об отсутствии перемен в статусе Черноморских проливов и выразил надежду, что ситуация не изменится. Иначе говоря, руководство Альянса мягко предупредило своего члена о необходимости соблюдения международного права.

Комментарий эксперта

Сергей Большаков, профессор кафедры внешней политики и международных отношений Дипломатической академии МИД РФ:

- На мой взгляд, Турция умышленно пытается усложнить проходы российских судов через пролив Босфор. Такой шаг — это ответная реакция Анкары на российские санкции. Вместе с тем полностью перекрыть черноморские проливы для наших кораблей практически невозможно. Международное право, в частности Конвенция Монтрё, не позволяет туркам сделать этого. Такой сценарий возможен только в случае объявления Турцией войны РФ, но я полностью исключаю такой вариант развития событий.

А вот незначительные проблемы с проходом российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы — это как раз один из тех механизмов, которые турки могут использовать в качестве ответа на действия России. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган играет на том, что он лидер мощной страны, что, мол, никто ему не указ. Однако я не думаю, что проблемы для российских судов в черноморских проливах — это какая-то долговременная тенденция.

На мой взгляд, ни НАТО, ни США сейчас не намерены усиливать напряжённость между Россией и Турцией, являющейся членом Североатлантического альянса. Считаю, что в нынешней ситуации и тем более в контексте сирийского кризиса даже Вашингтон не заинтересован создавать ещё один проблемный блок в отношениях Запада с РФ.

Босфор — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

Босфор считается одним из самых труднопреодолимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, сильного течения и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина — 700 метров. Глубина фарватера от 33 до 80 м.

Пролив имеет эрозионное происхождение; представляет собой старую речную долину, затопленную морской водой в четвертичный период.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Ведётся строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Чёрного моря. Мост протяжённостью 2164 метра (основной пролёт — 1408 метров) свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. 29 октября 2013 года открыт железнодорожный тоннель под Босфором «Мармарай», соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула. Его длина составляет 13,6 км, максимальная глубина — 56 м.

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

Малоизвестный факт: в случае если бы Россия в 1917 году не вышла из Первой мировой войны в результате революции, и в 1918 году была бы одной из держав-победительниц, по предварительным планам предполагалось передать Босфор и Дарданеллы под юрисдикцию России.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 10885