Сменит ли Варшава курс по отношению к Москве
Эксперты обсуждают возможность российско-польской «перезагрузки» после парламентских выборов в Польше
Полная победа представителей партии «Право и справедливость» на выборах в Сейм и Сенат Польши, привела к фактической властной монополии. Делить ответственность ей будет не с кем, так как и избранный в мае президент — тоже её представитель.
Отношения стран лучше не будут
«На парламентских выборах поляки проголосовали против правившей партии «Гражданская платформа» и её политики», — полагает член Комитета Совета Федерации по международным делам, сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева. Однако она думает, что улучшения отношений с Россией ждать не приходится. Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов также считает, что смены курса Варшавы в отношении Москвы не будет. В частности «одержавшая победу партия продолжит линию на создание альтернативной газотранспортной системы», — считает он. Он рассказал также, что уже поздравил кубанских крестьян с результатами выборов в Польше, так как теперь политика импортозамещения может только усилиться. Во внутренней политике Польши он ждёт «тренда на усиление президентской вертикали и президентской республики».Поляки должны занять прагматичную позицию
Руководитель депутатской группы по связям с парламентом Республики Польша Адальби Шхагошев, член думского комитета по международным делам настроен куда более оптимистично. «Несмотря на то, что риторика победившей партии направлена на укрепление позиций НАТО в Европе, поляки, вероятнее всего, займут прагматичную позицию… Убеждён, что политики обоих государств будут думать о возможности сближения наших позиций. Риторика риторикой, но реальная власть располагает к большему прагматизму», — полагает депутат. Он также выступил с предложением о перезагрузке российско-польских отношений и создать новый формат — некую парламентскую или общественную комиссию для проведения «ревизии» наших отношений.Пан Ярослав — это ещё не вся Польша
Глубокий провал российско-польских межгосударственных отношений заставляет одних политиков и экспертов говорить, что «хуже быть уже не может». Другие предрекают дальнейший рост напряжения ввиду антироссийских настроений лидера партии — 66-летнего Ярослава Качиньского. Однако надо обратить внимание как минимум на три важных момента.Во-первых, пан Ярослав, всё-таки, в большей степени католический консерватор и польский «почвенник», чем неприятель русских. Вопросы сохранения, «польскости и веры», запрет абортов, противодействие наплыву мигрантов в Евросоюз тревожат его сильнее. Многие антироссийские высказывания и действия в прошлом принадлежали на самом деле не ему, а его покойному брату-близнецу — президенту Польши Леху Качиньскому, погибшему в апреле 2010 года в авиакатастрофе под Смоленском. Во-вторых, Качиньский — это ещё не вся Польша и даже не вся партия. Во времена, когда братья были деятельными антикоммунистическими диссидентами, нынешний 43-летний президент Анджей Дуда был примерным харцежем (харцежи — нечто среднее между английскими скаутами и советскими пионерами — ред), а позже — прилежным студентом юридического факультета Ягеллонского университета в Кракове. О его заведомо антироссийских взглядах, если исключить высказывания по украинским делам, доподлинно ничего не известно. «Блок НАТО должен реагировать на возрождающие имперские тенденции», — это его высказывание о России, сделанное 23 августа во время визита в Таллин, пока является самым жёстким. И, в третьих, новому польскому правительству будут очень нужны средства на выполнение своей обширной и затратной предвыборной программы. В которой либеральные элементы (снижение налогов для малого бизнеса, упрощение налоговой системы) сочетаются с социалистическими элементами (снижение пенсионного возраста, доведение до 500 злотых в месяц, что примерно равно 8500 рублей, пособий на второго и последующих детей в малообеспеченных семьях). К тому же основа социальной базы победителей выборов, — польские крестьяне, — очень хотят продавать России мясо, яблоки, картофель, клубнику, сыр и ещё много чего другого. Есть интересы на миллиарды долларов и у польских производителей обуви, одежды, сантехники и стройматериалов. По этим товарам антисанкций нет, но товарооборот упал из-за российской девальвации.
Добавим к этому, что у многих правых поляков в большом авторитете венгерский премьер Виктор Орбан и Владимир Путин, которых они считают сильными лидерами, умеющими отстаивать национальные интересы. По этим или каким-то иным соображениям антироссийских акцентов в ходе предвыборной кампании, её победители не делали. Что будет дальше, мы скоро увидим.




