Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Андрей Исаев: В переговорах с Правительством в поддавки играть не собираемся

Зампред Госдумы — о противоречиях между министрами и депутата по бюджету и о трудных поисках компромиссных решений

23.10.2015 12:55

Андрей Исаев: В переговорах с Правительством в поддавки играть не собираемся
Фото Юрия Инякина

Сегодня в Государственную Думу могут внести проект бюджета 2016 года. Он получил одобрение Правительства РФ 8 октября. Доходы бюджета составят 13,57 трлн руб., расходы — 15,94 трлн руб., дефицит — 2,36 трлн. руб.,или 3% прогнозируемого ВВП. Рассмотрение бюджета в первом чтении запланировано на 13 ноября.

При подготовке проекта федерального бюджета 2016 года вокруг разделов социальной сферы, определяющих достаток и качество нашей жизни, развернулись, можно сказать, жесткие баталии в политических кругах. Активное участие в них принимает Андрей Исаев, заместитель председателя Государственной Думы, курирующий «социалку», заместитель руководителя фракции «Единая Россия», политик, начавший свою деятельность во времена «горбачевской перестройки» в качестве одного из лидеров обновляющегося профсоюзного движения.

«Фантазиями заниматься некогда»

- Мы в течение года вели достаточно серьезные споры с Правительством. У нас существуют разногласия с его финансово-экономическим блоком по вопросам индексации пенсий, ежемесячных денежных выплат, — заявил Андрей Исаев. — Эти споры продолжаются и поныне, но я хочу сказать: нам фантазиями заниматься некогда. Наша позиция четко обозначена: в 2013 году принят закон, по которому пенсии должны индексироваться по итогам инфляции за предыдущий год. В переговорах с Правительством мы эту позицию отстаивали, готовы настаивать на ней и дальше. Играть в поддавки не собираемся, но, разумеется, будем руководствоваться при этом реальной экономической ситуацией.

К сожалению, на сегодняшний день при реализации бюджета имеются существенные трудности. Денег, по заверению Минфина, попросту не хватает, экономика пребывает в сложной ситуации. В отношении России действуют неправовым образом, пытаясь санкциями вызвать экономические трудности и тем самым породить социальное напряжение в стране. В таких условиях Правительство предлагает парламенту определенный компромисс. В качестве такового нам предложено провести индексацию пенсии в два этапа: с 1 февраля увеличить ее на 4 процента, а по итогам первого полугодия будут внесены предложения о доиндексации пенсии. Как предполагается, палата уже в весеннюю сессию рассмотрит законопроект о дате проведения этой доиндексации. Мы надеемся, что в данном случае речь пойдет об индексации по реальной инфляции.

- Как известно, одним из условий второй индексации пенсии выдвигается отказ от ее увеличения работающим пенсионерам.

- Разумеется, такое предложение поступило не от хорошей жизни, и мотивация кабинета министров понятна. В разгар кризиса помочь надо в первую очередь тем, у кого пенсия — единственный источник дохода. Работающие пенсионеры имеют и другой источник — зарплату, поэтому им будет легче справиться с трудностями, чем неработающим пенсионерам. Однако при реализации правительственной инициативы мы можем столкнуться с серьезными проблемами. Сегодня индексация пенсии — это увеличение стоимости пенсионного коэффициента, балла. Неиндексация работающим пенсионерам означает, что для них будет установлена иная стоимость балла, нежели у неработающих граждан пенсионного возраста. Напомню: если пенсионер работает, то в Пенсионный фонд за него продолжают уплачиваться взносы. Соответственно, количество баллов, заработанных им, увеличивается, на основании чего ежегодно производится перерасчет пенсии. Естественно, возникает вопрос: в каких баллах будет осуществляться такой перерасчет у работающих пенсионеров при реализации правительственного предложения — в полноценных, проиндексированных или в непроиндексированных?

Кроме того, важно провести законодательную норму, которая позволит при прекращении работающим пенсионером трудовой деятельности немедленно восстановить ему полноценный балл и возместить в полном объеме все, что он потерял от недоиндексации. В те минуты, когда мы с вами беседуем, эти вопросы еще продолжают обсуждаться. Парламент настаивает на выполнении выдвинутых условий.

- Андрей Константинович, неоднозначные отклики в СМИ вызвало правительственное решение в третий раз «заморозить» накопительные пенсионные взносы в 2016 году, что позволит бюджету следующего года сэкономить 344 миллиарда рублей. По поводу будущего накопительной пенсии граждан острая дискуссия состоялась даже внутри кабмина. Раскритиковала запланированный мораторий и глава Центробанка России Эльвира Набиуллина, расценив его как недальновидное решение, разрушающее «долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы». Эксперты Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов подсчитали: «заморозка» нанесла десяткам миллионов человек убытки на сумму около 30 миллиардов рублей.

- Действительно, сегодня живо дискутируется продление «заморозки» накопительных пенсионных взносов, и у нас по этому поводу имеются свои подсчеты и аргументы. Напомню, решение о моратории на накопительные взносы принималось в 2013 году в связи с тем, что негосударственные пенсионные фонды должны были пройти санацию. В результате проверок их деятельности против некоторых НПФ уже возбуждены уголовные дела. 80 из 111 фондов не вступили в систему обязательного гарантирования средств, что является серьезной проблемой. Пока порядок в структурах НПФ не будет наведен, направлять туда деньги граждан представляется неразумным.

Нам любят говорить о «длинных деньгах», которые якобы дают экономике НПФ. Опыт же показывает: никаких «длинных денег» так и не появилось. НПФ существуют более 10 лет, в накопительной системе сейчас около 3 триллионов рублей, но мы не слышали ни про один крупный инвестиционный проект, который дал бы отдачу. Деньги вращаются в финансовом секторе, формируя частично спекулятивный капитал, что способствует росту инфляции. Принятое решение о продлении «заморозки» накопительных взносов, с моей точки зрения, правильное.

Хочу отметить, что Правительство прислушалось к мнению депутатов, и «замороженные» взносы в размере 349 миллиардов рублей пойдут, скорее всего, на вторую индексацию пенсий. Граждане в этом случае ничего не теряют, ибо пропорционально уплаченным взносам возрастает их будущая страховая пенсия. Средства, которые могли быть направлены на накопительные счета граждан в НПФ, будут идти на их страховую пенсию. Так что разговоры о якобы изъятых у народа деньгах не имеют смысла.

Отрадно, что нашло отклик предложение «Единой России» сохранить в бюджете Пенсионного фонда один миллиард рублей, который традиционно направляется на оказание помощи одиноко живущим пенсионерам. Речь идет о газификации их жилья, о строительстве и реконструкции домов престарелых.

Бедные голодными не останутся

- По словам вице-премьера Ольги Голодец, в России за чертой бедности сегодня живут примерно 22 миллиона россиян. В то же время, по данным ВЦИОМ, 60 процентов граждан вынуждены экономить на продуктах. Примерно половина из них урезала расходы на еду, потому что она сильно подорожала. Не тут ли кроется причина того, что в 2016 году в России планируется введение продуктовых карточек? Продумана ли система их действия, дабы жулики и воры всех уровней не разграбили все раньше времени?

- Я не очень понимаю, откуда взята именно эта цифра — статистика имеется самая разнообразная. Тем не менее, надо признать: много россиян — счет идет на миллионы — действительно находятся ниже уровня бедности. Социальная платформа партии «Единая Россия» неоднократно предлагала Правительству создать федеральную программу, по которой малообеспеченные слои населения получали бы специальные платежные карты для приобретения свежих и полезных продуктов в магазинах. Наконец-то исполнительная власть нас услышала, чему мы, безусловно, рады.

Министерство промышленности и торговли России разработало программу дополнительного питания малоимущих граждан. По ней люди, нуждающиеся в поддержке, будут получать денежные средства на приобретение овощей, фруктов, ягод, зелени, мясной, молочной, рыбной продукции, птицы и яиц. Категорически запрещено будет тратить их на табак и алкоголь. Деньги будут начисляться на пластиковые карты по итогам собеседования и проверки документов у тех, кто обратился с заявкой в отделение уполномоченного органа исполнительной власти. Предполагается, что средства будут направляться ежемесячно, а деньги, не потраченные в течение месяца, «сгорят», так как обналичить их в банкомате будет невозможно. Финансирование программы должно осуществляться по двум каналам: из федерального и регионального бюджетов.

Введение платежных продовольственных карт призвано сыграть двойную полезную роль. С одной стороны, поддержать нуждающихся, а с другой — отечественного товаропроизводителя. Очевидно, что опосредованно получателями субсидий станут местные продавцы, переработчики, животноводы, производители кормов, хлеборобы, то есть все звенья экономики регионов. Важно и то, что стимулируется создание локальных рабочих мест.

Хочу сразу же подчеркнуть: нынешние карточки не нужно сравнивать с теми, что были в Советском Союзе. Там речь шла о том, чтобы лимитированно давать на руки определенный набор продуктов. Сейчас говорится о платежной карте, на которую в любом из магазинов, вошедших в соответствующую программу, можно будет приобрести продукцию отечественного производства. Каждый сам будет выбирать те продукты, которые сочтет нужными, лимитируется только сумма денег.

Разумеется, этот проект до его реализации должен пройти широкое обсуждение. При всем его одобрении есть много вопросов: как люди будут расплачиваться в малых городах, в поселках и деревнях, где отсутствуют терминалы? Каким образом они там смогут получить социальную помощь? Что сделать, дабы избежать злоупотреблений, о которых вы справедливо говорите? Надеюсь, предложенная программа получит общественную поддержку и будет успешно реализована.

- Министры финансово-экономического блока жалуются на дефицит средств в государственной казне, в то же время оппозиционные фракции видят их огромный резерв во внедрении прогрессивной шкалы подоходного налога, в конфискации имущества у коррупционеров и взяточников…

- Конфискация имущества коррупционеров — практически решенный вопрос. Но конфискация не может быть постоянным источником доходов государства, на котором основывалась бы его социальная политика. Что касается прогрессивной шкалы подоходного налога, то лично я являюсь сторонником ее введения. Конечно, разница в налогообложении бедных и богатых должна быть небольшая. Не надо делать, как было, скажем, во Франции, где у состоятельных людей изымалось 70 процентов доходов. Это ведет к немедленному бегству капиталов. Определенная дифференциация была бы важна не столько в поисках экономического эффекта, сколько для социальной справедливости. Экономический эффект будет несущественным. Наивно полагать, что за счет конфискации имущества коррупционеров и повышения подоходного налога можно решить проблемы 38 миллионов пенсионеров и 12 миллионов инвалидов. Там требуются значительно большие деньги, которые государство должно изыскать.

- Вопрос о том, как «строгость российских законов компенсируется их повсеместным неисполнением». Помните, с какой помпой принимался Антикризисный план Правительства? И вот буквально на днях глава Счетной палаты Татьяна Голикова раскритиковала его исполнение, признав план «плохо продуманным». По ее информации, предусмотренные программой мероприятия выполнены менее чем на треть, а выделенные на борьбу с кризисом деньги не тратятся. Так, из запланированных нормативных актов принято 63,3 процента, но выполнено лишь 28,3. На борьбу с кризисом в бюджете было заложено 602,5 миллиарда рублей, а в антикризисном фонде — 206,7 миллиарда. К 1 сентября власти распределили только 163,6 миллиарда рублей. Депутаты, прежде всего «Единой России», будут как-то реагировать на информацию Счетной палаты?

- Счетная палата — это орган парламентского контроля, и, безусловно, реакция депутатов на обнародованные факты будет. Нам предстоит в ближайшее время заслушать отчет Правительства в Государственной Думе, где ожидается жесткий разговор со всеми министрами, в отношении которых в документе Счетной палаты сделаны замечания. Собственно он уже идет на встречах с ними на заседаниях фракции. Парламентский контроль крайне важен в нынешней ситуации, и он будет развиваться, набирать правовую силу.

Фонды в ожидании бюджетов

- Наряду с проектом федерального бюджета в Госдуму внесены и проекты бюджетов социальных фондов — пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. В середине октября депутаты «Единой России» встречались с их руководителями и подвергли резкой критике работу фондов социального и обязательного медицинского страхования. Чем вызвано недовольство партии власти?

- Наша задача — обеспечить в полном объеме четкое выполнение всех социальных обязательств, несмотря на трудную финансово-экономическую ситуацию. Именно поэтому эффективность работы фондов будет привлекать повышенное внимание. Время безответственных обещаний и нерадивых чиновников закончилось. По работе Фонда социального страхования состоялся очень серьезный разговор. Как известно, в 2014 году ситуация в стране с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации оказалась крайне тяжелой, заявки были удовлетворены только на 77 процентов. Мы обратили внимание на то, что проблема не только в недостатке средств, а и в том, как они доходят — даже при неудовлетворенности заявок 232,5 миллиона рублей были не реализованы и возвращены в федеральный бюджет.

Усилиями нашей фракции в этом году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации было дополнительно выделено 10 миллиардов рублей. При обсуждении исполнения бюджета Фонда социального страхования выяснилось, что эти деньги до сих пор не доведены до регионов, за что мы критиковали Правительство. В результате достигнутых договоренностей уже в ближайшие дни необходимые платежки будут подписаны. Регионы заявили: в кратчайшие сроки проведут необходимые тендеры, и эти средства в полном объеме будут реализованы, чтобы инвалиды получили необходимые им средства реабилитации.

Если говорить о Фонде медицинского страхования, то здесь нас заботит вопрос о том, чтобы несоблюдение финансовой дисциплины регионами не влекло за собой снижения отчислений из федерального бюджета. Сейчас действует норма закона, по которой федеральные дотации сокращаются в случае, если регион несвоевременно платит взносы за неработающее население. Мы договорились о том, что будем идти на эту меру только в крайнем случае — здоровье людей не должно страдать из-за финансовой недисциплинированности чиновников.

Еще одна очень важная проблема — максимально широкая реализация программы «Земский доктор». Она дала возможность создать 15 000 новых рабочих мест на селе, побудив столько же людей сменить образ жизни и переехать в сельскую местность, где сегодня они оказывают медицинскую помощь. Мы договорились о том, что возраст участников программы «Земский доктор» будет повышен до 50 лет, а в территориальный перечень наряду с деревнями, селами, рабочими поселками будут включены поселки городского типа.

- Внебюджетные социальные фонды получили государственный статус?

- К сожалению, нет. Мы согласны с замечанием Счётной палаты о том, что сегодня есть острая необходимость урегулировать правовой статус фондов, равно как и средств, которые находятся в их распоряжении. Правительство по непонятным причинам с 2002 года затягивает принятие закона «О статусе внебюджетных социальных фондов». Три раза Государственная Дума в своем постановлении констатировала необходимость принятия соответствующего закона, который придал бы фондам правовую основу. Ведь Пенсионный фонд, например, должен налагать взыскания на работодателей. Именно Правительство должно внести данный закон, так как ему предстоит в дальнейшем управлять этими структурами.

Бесспорным является и предложение Счётной палаты установить уголовную ответственность за уклонение от уплаты взносов. Она должна быть примерно такой же, как за уклонение от уплаты налогов, к чему обязывает и Конституционный суд. Неважно, заплатили за работника взнос в Пенсионный фонд или не заплатили, если формально зарплата ему начислена, то он в полном объёме располагает всеми пенсионными правами. И мы понимаем, что работодатель, не заплативший деньги в Пенсионный фонд, фактически крадет их у государства, у других страхователей, поэтому такая уголовная ответственность, безусловно, необходима.

Пользуясь возможностью, хочу высказать через ваше издание пожелание коллегам в Правительстве: мы очень надеемся, что соответствующие законы будут разработаны и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу. Сейчас всем нам очень важно сохранить социальное партнерство, упрочить его потенциал, отчего напрямую зависит социальный и гражданский мир в стране. Насколько будет прочным он, настолько крепкой, неуязвимой окажется и Россия в час нового передела миропорядка.       

Подготовил Павел Анохин 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1516