Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Законопроекты проверят на последствия

Обязательной оценке экспертов теперь будут подвергаться все вносимые законодателями инициативы

11.09.2015 15:19

Оценка политических, экономических и общественных последствий воздействия законодательной инициативы должна стать обязательной при внесении новых законопроектов. Об этом заявил на Научном совете по правотворчеству при председателе Госдумы первый вице-спикер Александр Жуков.

По мнению Жукова, в первую очередь это должно коснуться депутатских поправок к законопроектам Правительства. Сегодня в обязательном порядке оценке регулирующего воздействия (ОРВ) подвергаются законопроекты, вносимые только исполнительной властью. Теперь первый вице-спикер предлагает распространить эту практику и на законопроекты, вносимые депутатами. Здесь видятся два момента, на которых следует остановиться особо. Первый — это повышение качества законодательства. Речь об этом идет уже достаточно давно. Задача эта стоит перед депутатским корпусом. Сергей Нарышкин на заключительном заседании весенней сессии подчеркнул: «Принимая новые акты или поправляя прежние, действовать надо тщательно и профессионально». И здесь обязательное распространение научной оценки всех вносимых законодательных инициатив, несомненно, даст свои плоды. Есть надежда, что таким образом мы избавимся от массы как неактуальных, так и трудно исполнимых законопроектов, вроде борьбы с ночным топотом котов или регулирования длины каблуков. Депутаты же встанут перед необходимостью повышать уровень своего юридического образования.

Другой момент — более сложный. Александр Жуков отметил, что иногда поправки депутатов существенно искажают правительственные законопроекты. Здесь, как мы догадываемся, речь идет о другой проблеме — лоббизме. Совсем не секрет, что отдельные ведомства и корпорации пытаются изменить правительственные законопроекты через депутатские поправки, которые те вносят от своего имени. Хорошо известна история с непростой судьбой законопроекта об ограничении курения табака, первоначальный вариант которого был умело выхолощен лоббистами. Та же судьба постигла и закон о торговле: после его принятия у торговых сетей все же остались возможности «выкручивать руки поставщикам». Есть у лоббистов и немало других успехов. С введением обязательной экспертизы эта лазейка будет закрыта, однако об окончательном решении проблемы можно говорить лишь тогда, когда в России появится закон о лоббизме с четко прописанными правилами игры. Кстати, законы о лоббизме успешно действуют в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии и т.д. Если подобный документ появится и в России, это позволит значительно оздоровить законотворческую атмосферу.

Юрий Тихомиров,

заместитель заведующего Центра публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ:

- Современное законодательство развивается стремительными темпами. К сожалению, это происходит не всегда во благо качества законов. У депутатов зачастую просто нет времени проводить подробный анализ правового поля. Поэтому наш институт последовательно выступает за введение правовой экспертизы законопроектов (в частности, оценки последствий от введения того или иного закона), которые предлагаются для рассмотрения в парламенты различных уровней. В этой области институтом накоплен огромный опыт. Однако пока устойчивых процедур проведения такой экспертизы нет. В качестве первого шага внедрения такой экспертизы сегодня есть договоренность о применении методик в оценке законодательных инициатив исполнительной власти. Что касается законопроектов, вносимых депутатами, то пока с их стороны особой активности проводить свои законопроекты через экспертизу мы не наблюдаем. Между тем в целях повышения качества законодательства, выявления возможных коррупционных интересов, необходимо распространить практику оценки воздействия на все вносимые законодательные инициативы. Для этого необходимо внести изменения в Регламент Государственной Думы.

Кроме того, сейчас приобретает все большее распространение практика общественной экспертизы законопроектов, так называемых нулевых слушаний и т.д. В результате них также появляются различные заключения уже об общественных институтах. Поэтому необходимо объединить два потока этих оценок — научных и общественных.

Что включает в себя научная экспертиза законопроекта

1 — оценка первичной концепции: какой круг вопросов регулируется законопроектом, как он вписывается в общее правовое поле данной области регулирования;

2 — оценка изменений функций субъектов хозяйственной деятельности;

3 — оценка ресурсного обеспечения законопроекта: потребуются ли бюджетные траты;

4 — оценка воздействия законопроекта на общество, бизнес и т.д.;

5 — оценка рисков, наступающих при реализации законопроекта.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1112