Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Совет Федерации подготовил запрос в КС о переносе выборов в Госдуму (текст проекта)

15.06.2015 18:11

Проект

В Конституционный Суд Российской Федерации

ЗАПРОС

О толковании статей 96 (части 1) и 99 (частей 1, 2 и 4)

Конституции Российской Федерации

В соответствии со статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 38 и 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от № «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26) просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статей 96 (часть 1) и 99 (частей 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений статей 96 (части 1) и 99 (частей 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная Дума, исключающим возможность переноса в конституционно-значимых целях даты выборов депутатов Государственной Думы таким образом, чтобы продолжительность срока полномочий Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с конституционно установленными пятью годами.

Фактической предпосылкой для запрашиваемого толкования является инициатива депутатов Государственной Думы о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы на третье воскресенье сентября 2016 года, исходя в том числе из того, что это может стать стимулом для повышения электоральной активности и формирования эффективной системы политической конкуренции.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Поскольку указанный конституционный срок Государственной Думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря 2016 года, проведение выборов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года приведет к тому, что исчисленный в месячном выражении срок полномочий Государственной Думы шестого созыва будет менее шестидесяти месяцев.

Позиция заявителя по вопросу предлагаемого изменения дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы и необходимости толкования в связи с этим статей 96 (части 1) и 99 (частей 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации заключается в следующем.

Как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации, изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Что касается Государственной Думы, то возможность корректировки регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня голосования и проведением в это день выборов всех уровней законодательством пока не предусматривалась.

Перенос на более ранний срок дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва приведет к расхождению календарного и действительного срока полномочий Государственной Думы шестого созыва.

Сама по себе возможность несовпадения указанных сроков полномочий Государственной Думы заложена в конституционных нормах, предусматривающих ее роспуск, а также в совокупности положений статьи 99 (частях 2 и 4) Конституции Российской Федерации, согласно которым Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, устанавливается право Президента Российской Федерации созвать первое заседание Государственной Думы ранее этого срока и предусматривается прекращение полномочий Государственной Думы прежнего созыва с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Данный вывод следует и из положений статьи 91 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих проведение повторных выборов.

Кроме того, незначительное расхождение между календарным и действительным сроками полномочий Государственной Думы допускалось ранее в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы определялся не всегда одинаково. Как показывает анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.

Следует отметить, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы устанавливается не только на основе статьи 96 (части 1) Конституции Российской Федерации о пятилетнем сроке, на который избирается Государственная Дума, но и на основе статьи 99 (части 1) Конституции Российской Федерации, определяющей важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания — постоянство его деятельности, которое в равной мере распространяется на обе палаты парламента.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 1999 г. № 15-П, постоянство деятельности парламента гарантируется в том числе строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы, отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной Думы прежнего и нового созывов. В целях обеспечения непрерывности работы Государственной Думы статьей 99 (частями 2 и 4) Конституции Российской Федерации определяется срок первого заседания Государственной Думы нового созыва — тридцатый день после ее избрания и момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва — с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года (то есть в период действия Государственной Думы шестого созыва) соблюдаются требования указанных конституционных норм и тем самым обеспечивается непрерывность народного представительства.

Вместе с тем с учетом впервые планируемого переноса дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы на более ранний срок считаем, что статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации требуют толкования с точки зрения возможности однократного сокращения в месячном выражении срока, на который избиралась Государственная Дума действующего созыва.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 996