Дмитрий Ливанов: Министерство образования ставит амбициозные задачи
По статистике, за прошедший год с 21 до 34 процентов увеличилась доля россиян, которые положительно оценивают российскую систему образования. Доля настроенных критически снизилась с 37 до 27 процентов. 81 процент родителей учащихся удовлетворены качеством и результатами обучения. Об этом сказал Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Выступая на «правительственном часе» в Государственной Думе.
По словам Ливанова, после вступления в силу закона «Об образовании» Министерство работает над нормативно-правовой базой по реализации положений законопроекта. В 2013 году принята государственная программа развития образования до 2020 года. В соответствии с законодательством, ежегодно Правительство готовит Доклад о реализации государственной политике в сфере образования — в своём выступлении Дмитрий Ливанов рассказал депутатам о содержании документа.
Большая работа проведена в этом году по включению Крыма в российскую образовательную систему. Школы и вузы Крыма перешли на работу по российским стандартам, создана соответствующая нормативная база, Крым обеспечен учебниками, педагоги прошли переквалификацию. С 2015 начнётся модернизация двух университетов Крыма, а также детского лагеря «Артек».
Министр напомнил, что в 2013 году был принят федеральный стандарт дошкольного образования. За год построено более 500 новых детских садов, отремонтированы старые, появляются негосударственные детсады. В 2013 году создано более 4000 тысяч новых мест в детских садах, на 2014 и 2015 годы запланировано около 350 тысяч новых мест. При этом плата за детский сад, по словам Дмитрия Ливанова, в целом по стране составляет 1410 рублей в месяц.
С сентября 2014 года ученики 1-4 классов школы учатся по новым образовательным стандартам — в марте оценят их учебные достижения. Количество учебников для школьников сокращено вдвое — с 3 до 1,5 тысяч. Причём теперь учебники оценивает профсообщество и родители — проводится общественная экспертиза. Министерство ведёт разработку программы среднего и общего образования в стране. Эта программа создаст «ядро» системы образования, обеспечив связь между регионами. Уже созданы концепции обучения истории и математике, в будущем такие концепции появятся и по другим предметам. Министерство ставит амбициозные задачи — например, уровень обучения математике предполагается вывести на ведущие места в мире за счёт индивидуального подхода к каждому ученику и выявлению талантов.
С 2016 года начнётся новая масштабная программа модернизации общего образования. Чтобы обеспечить современные условия обучения каждому школьнику, предстоит до 2020 года вывести на новый уровень техническое состояние школ, провести переквалификацию учителей.
Говоря о системе ЕГЭ, Дмитрий Ливанов подчеркнул, что задача этого экзамена — не только оценить знания, но и выявить проблемные школы, которые получили низкие результаты. Министр напомнил, что в школы вернулось сочинение: его будут писать ученики 11 классов всех российских школ 3 декабря.
Выпускники должны быть востребованы на рынке труда, так что перечень специальностей необходимо составлять в соответствии с потребностями регионов. Проводится работа по повышению престижа рабочих специальностей, в программах развития инженерного образования участвуют 80 вузов. В следующем году в вузы будет принято за счёт федерального бюджета 506 тысяч студентов, причём увеличится число бюджетных мест по специальностям, востребованным в регионах. В связи с массовым выпуском бакалавров в 2015 году значительно увеличат приём в магистратуру. Министр подчеркнул, что стало больше желающих поступить в педагогические вузы. Заработные платы в системе общего образования растут быстро — в 2013 на 30 процентов, в 2014 — на 20 процентов.
«Рост доступности высшего образования должен сопровождаться повышением качества обучения», — подчеркнул Дмитрий Ливанов. За последний год из реестра аккредитованных вузов исключено более 600 организаций, в основном это негосударственные вузы. В 162 негосударственных вузах запрещён приём на первый курс. «Мы не оставим в нашем образовании места для напёрсточников», — сказал министр.
По словам Дмитрия Ливанова, нашей системе образования есть чем гордиться. Он отметил, что российская система общего образования входит в десятку лучших среди развитых стран по грамотности чтения, математики, естествознания учеников 4-8 классов, и это подтверждают выступления наших команд на международных олимпиадах. Министр поблагодарил депутатов за сотрудничество — приняты законы, направленные на повышение доступности образования, развитию вузовской инфраструктуры. «Перед нами стоят амбициозные задачи по развитию образования, — сказал Дмитрий Ливанов. — Цель образовательной политики — повышение качества образования на всех уровнях».