Законопроект, расширяющий функции парламентского контроля в бюджетной сфере, прошел первое чтение
В ходе пленарного заседания депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект закона, предусматривающий расширение функций парламента при осуществлении контроля в сфере бюджетных правоотношений. Предлагается в рамках парламентского контроля обсуждать и проект основных направлений таможенно-тарифной политики РФ.
Предполагается, что этот проект, подготовленный Минэкономразвития России, должен быть внесен в Госдуму для рассмотрения комитетом по бюджету и налогам одновременно с его внесением в кабинет министров.
Документ, принятый в первом чтении, относит федеральные целевые программы к объектам парламентского контроля, наряду с государственными программами. Предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку и реализацию госпрограмм и федеральных целевых программ, должны будут представлять их в Госдуму одновременно с внесением соответствующих проектов на рассмотрение правительства РФ.
В состав документов, вносимых в Госдуму, предлагается включать обоснования необходимости изменения объемов их финансирования и информацию по источникам финансирования предлагаемых изменений. В целях оптимизации процедуры рассмотрения госпрограмм заключения комитетов Госдумы и Совета Федерации должны будут направляться в правительство РФ в течение 15 дней. По предложению профильного комитета нижней палаты Совет Думы будет направлять в правительство запрос о причинах отсутствия заключения на законопроект с предложением представить его в течение 30 дней. Такой запрос направляется в случае обращения автора законодательной инициативы о непредставлении правительством в течение месяца заключения на направленный им законопроект.
Принятие законопроекта мотивируется, в частности тем, что кабинет министров зачастую не представляет заключения по тем законопроектам, которые вносятся и имеют финансовые последствия. Как следствие, авторы законопроектов лишаются возможности рассмотрения своих инициатив парламентом. Проектом закона предусмотрен механизм, позволяющий решать эту коллизию.
Напомним, в соответствии со 104 статьей Конституции РФ, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Госдуму только при наличии заключения Правительства.