Дума рассмотрела в первом чтении законопроект об усилении парламентского контроля
Депутаты рассмотрели в первом чтении проект закона об усилении парламентского контроля. Представляя законопроект, глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что документ направлен на усиление роли парламента в бюджетных правоотношениях.
Проект закона содержит ряд норм, среди которых обсуждение членами Федерального Собрания проекта основных направлений таможенно-тарифной политики, подготовленного Минэкономразвития. «Проект должен быть внесён для рассмотрения Комитетом Госдумы по бюджету и налогам одновременно с его внесением в Правительство», — уточнил депутат.
Он подчеркнул, что важной новеллой является включение в перечень объектов парламентского контроля, наряду с государственными программами, федеральных целевых программы. Кроме того, в Госдуму будут вноситься предложения об увеличении их финансирования.
Также, законопроект устанавливает срок, в течение которого в Правительство направляются заключения комитетов Госдумы и Совета Федерации по проектам госпрограмм и другим проектам, представленным в Федеральное собрание в рамках предварительного парламентского контроля, а также рекомендации парламентских слушаний в случае их проведения, — в течение 15 дней.
Ещё одним важным шагом, по мнению Андрея Макарова, является прописанная в законопроекте норма, согласно которой, если Правительство в установленный срок не даёт заключения на тот или иной законопроект, направленный авторами, Совет Госдумы обращается в Правительство с запросом о причинах отсутствия такого заключения и предложением представить его в течение 30 дней.
В ходе обсуждения законопроекта, коммунист Владимир Федоткин напомнил, что Андрей Макаров в начале 2014 года говорил о пересмотре финансирования Госпрограмм правительством без учёта мнения Парламента и Счетной платы: «А какие — то пояснения Правительство дало после этого или нет?»
Андрей Макаров ответил, что до появления нынешнего проекта закона с Правительства было лишний раз не спросить и не потребовать, а сейчас, в случае принятия законопроекта, кабинет министров должен будет обосновывать изменения и предоставлять финансовую аргументацию. «В этом году Правительством было предложено 84 изменения по госпрограммам и распределению трансфертов. В один момент был задан вопрос, есть ли необходимость проведения парламентских слушаний по этому поводу и вынесению изменений для обсуждения на трехсторонней комиссии. Тогда не один комитет Госдумы так и не изъявил желания рассмотреть эти вопросы и внести изменения.
Тамара Плетнёва из КПРФ сказала, что депутатам давно пора контролировать увеличение финансирования ФЦП. При этом, уверена коммунист, парламентарии сегодня медленно теряют свой статус: «Правительство месяцами не отвечает на депутатские запросы. Кроме того, практически все заключения на законопроекты приходят из Правительства за подписью заместителей министров или начальников управлений. Но это не тот уровень — законопроекты должны подписываться только министрами». Тамара Плетнёва считает, что депутатский статус требует к себе большего уважения.
Либерал — демократ Сергей Катасонов в свою очередь отметил, что самым важным пунктом в проекте закона он считает прописанную возможность рассмотрения таможенно-тарифной политики. «Кроме того, что касается финансовых изменений в госпрограммы, правительство должно вносить на рассмотрение Парламента не только изменения в госпрограммы, но и давать обоснование для необходимости этих изменений», — подчеркнул депутат. Он добавил, что должен быть и определённый отчёт, что уже сделано по той или иной госпрограмме, которая требует дополнительных денежных вливаний.
Сергей Катасонов сообщил, что фракция ЛДПР будет поддерживать законопроект. Вместе с тем, есть определённые сомнения, что результаты парламентского контроля будут достигаться в полной мере. «Пока ясно, что роль депутатов в процессе контроля — формальная и Правительство совершенно не обязуется рассматривать наши запросы».
Справедливоросс Наталья Петухова согласилась с коллегой из ЛДПР и заявила, что уже очевидно: ФЦП будут в стране всегда, а поэтому они должны быть объектом парламентского контроля.
Единоросс Борис Резник, выступая, предупредил, что выражает не мнение фракции, а своё собственное: «Законопроект чрезвычайно важен, но надо обладать чувством великого оптимизма, чтобы признавать возможность его реализации. В первую очередь, потому что нужно сначала в полном объёме выполнять нормы ФЦП, а уже потом контролировать процесс. Но не всегда так случается — не хватает денег на реализацию программ, которые закладываются.
Андрей Макаров в заключение отметил, что депутаты никогда не будут вместо Правительства распределять деньги, но решать, куда их направлять, чтобы они эффективно работали — дело парламентариев