Общество сможет контролировать власть

Под занавес весенней сессии Совет Федерации это закрепил законодательно

Закон об основах общественного контроля в России, инициатором которого выступил президент Владимир Путин, ожидали много лет. Однако его принятие и обсуждение прошло не очень заметно. Хотя накануне одобрения документа в Совете Федерации глава Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Сергей Попов назвал его революционным.

Общественный контроль, как показывали соцопросы последних лет, для большинства россиян представлялся иллюстрацией поговорки «Собака лает — караван идёт». Возможно, такое отношение формировалось от того, что роль субъектов контроля примеряли на себя все кому не лень — от организаций до отдельных граждан. Доверия к такой работе было, естественно, маловато. Да и веры в то, что что-то изменится по результатам такого контроля. Потому и выводы, сделанные в многочисленных докладах о состоянии гражданского общества, и задачи, поставленные в них, мало учитывались и исполнялись.

Сдвиги наметились, когда на сцену вышли представители ОНФ: их активность в выявлении злоупотреблений власти на всех уровнях, многим показали — справедливость может торжествовать. В итоге один из «фронтовиков» Александр Бречалов, отвечающий за экономическое направление и прославившийся опубликованием информации о непомерных тратах губернаторов на собственный пиар и госкорпораций на всевозможные корпоративы, был избран на пост секретаря Общественной палаты России. Сразу после этого в июне он ещё раз продемонстрировал нацеленность на конкретный результат. «Зачем делать ежегодный доклад о состоянии гражданского общества, если не следить за его реализацией? А для этого у нас есть возможности и полномочия», — заявил он.

Александр Бречалов выразил надежду, что закон об общественном контроле в России будет принят в самое ближайшее время. К тому времени документ прошёл только первое чтение в Госдуме. Прошло меньше месяца, а закон уже был одобрен обеими палатами парламента России. При этом законодатели не исключают внесения в него поправок.

Общее мнение: наконец-то появился закон, где чётко прописаны основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью власти, а также за работой «органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия». Особенно важно, по мнению экспертов, то, что чётко определены субъекты контроля от лица всего общества. И здесь самостийных «проверяльщиков» ждало разочарование: полномочия даны лишь общественным палатам всех уровней и общественным советам при исполнительных органах власти. Критики закона даже заявляли об ограничении возможности контроля над органами власти. И хотя количество организаций-контролёров сократилось, качество проверок и доверие к ним — скорее, наоборот, вырастет. Тем более что для рассмотрения отдельных вопросов закон даёт возможность наделять контрольными полномочиями НКО, имеющих опыт работы в отдельных сферах. Стоит отметить, что граждане могут принимать участие в общественном контроле исключительно добровольно. А вот предоставлять информацию по запросу СМИ общественные инспектора обязаны. Если, конечно, данные сведения не являются гостайной, не нарушают закон о персональных данных и другие нормативные нормы.

Остаётся добавить, что все поправки сенаторов к закону об основах общественного контроля были учтены — и палата регионов одобрила документ единогласно. А за два дня до этого состоялся Учредительный съезд Российской ассоциации общественного контроля.  Согласитесь, впечатляющая готовность общества к тому, чтобы оперативно структурировать систему своего контроля над властью.

Никита Вятчанин

Субъекты общественного контроля в РФ:

- Общественная палата РФ;

- общественные палаты субъектов РФ;

- общественные палаты (советы) муниципальных образований;

- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, могут создаваться:

- общественные наблюдательные комиссии;

- общественные инспекции;

- группы общественного контроля;

- иные организационные структуры общественного контроля.

Просмотров 415