Госдума рассмотрела законопроекты о конфликте интересов

Депутаты рассмотрели в первом чтении два правительственных законопроекта, обязывающих чиновников информировать своё начальство об опасности конфликта интересов.

Теперь, в случае принятия законопроектов, вице-премьерам и министрам, парламентариям и губернаторам, генпрокурору и главе Следственного Комитета, секретарю Совбеза, председателям Центробанка, Счетной палаты, Центризбиркома, аудиторам и членам двух последних структур придётся тщательнее следить за собой. Как и членам региональных избиркомов, послам и представителям России в иностранных государствах и международных организациях, а также гендиректору Судебного департамента при Верховном суде. Им предписывается следующее: в порядке, который предусмотрен указами президента, уведомлять «о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей», которая привела или только может привести к конфликту интересов. Обязаны они будут также предпринимать меры по непопаданию в него или достойному из него выходу.

Если же ситуация случится, то предлагается изменить должностное или служебное положение государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его увольнения.

Представляя документы, замминистра труда и социальной политики Татьяна Блинова уточнила, что под «конфликтом интересов» понимается ситуация, когда личная заинтересованность госслужащего может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей̆  и отразиться на правах и законных интересах граждан, организаций, общества или государства.  «Речь идёт о денежных доходах, получении ценностей, а также услуг имущественного характера для себя или третьих лиц», — уточнила замминистра.

Она подчеркнула, что государственные служащие не должны допускать личной заинтересованности в делах, а, если она появилась, то обязаны немедленно о ней заявить. По словам Татьяны Блиновой, любой госслужащий должен постоянно анализировать свою работу на предмет размытия интересов.

Законопроект депутатов заинтересовал, хотя многие высказали недоумение по поводу его необходимости. Коммунист Владимир Федоткин назвал документ «удивительным» и поинтересовался у замминистра, почему, когда речь идёт о заинтересованности всё сводится к паям и долям, а не упоминается получение дохода от третьих фирм, которым тот или иной чиновник помогал?

На это Татьяна Блинова ответила, что в законопроекте всё написано ясно, в том числе, и про помощь третьим лицам.

Что же касается порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он будет устанавливаться постановлениями соответствующих палат Федерального Собрания.

Справедливоросс Александр Тарнавский поинтересовался, как будет проходить эта процедура. В качестве примера Татьяна Блинова привела рассмотрение некоего законопроекта: «Скажем, речь в нём идёт о регулировании деятельности аптек и хозяйствующих субъектов. Но там работают члены вашей семьи. Чтобы не подпасть под действие нормы «об утрате доверия» вы должны предоставить информацию о возможном возникновении конфликта интересов и не участвовать в процессе».

На это Владимир Федоткин заявил, что никто из чиновников никогда честно не признается в наличии личной заинтересованности, а потому будут проводиться бесконечные экспертизы.  

Между тем понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» хотя в законе и сформулированы, их определения страдают большой нечеткостью. Их суть в том, что какие-то обстоятельства личной жизни могут повлиять на исполнение должностных обязанностей — или не могут. Однако в депутатской деятельности все очень зыбко — скажем, может ли «бывший» банкир работать в комитете по финансовому рынку или не может? Корректно ли депутату, до избрания владевшему, например, строительной компанией, работать в Госдуме в комитете по земельным отношениям и строительству? А может ли преподаватель вуза, ставший депутатом обсуждать законопроекты о высшей школе?

Именно такие вопросы задал Татьяне Блиновой единоросс Александр Хинштейн. Но чёткого ответа депутат не получил. А потому назвал выступление замминистра невнятным, а законопроект сырым и непродуманным. «Ко второму чтению документы необходимо дорабатывать», — подчеркнул Александр Хинштейн.

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин с коллегой согласился и призвал депутатов тщательно подойти к работе с этими документами.

Просмотров 405

20.05.2014 15:27