Госдума в первом чтении упростила процедуру получения земельных участков для строительства
Процедура получения земельных участков для строительства будет упрощена. Соответствующий законопроект депутаты одобрили в первом чтении. Изменения планируется внести в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты, которые значительно упрощают порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Новые нормы введут в легальный оборот миллионы участков, повысят собираемость земельного налога. А граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур.
Об этом сообщил, представляя законопроект, заместитель министра экономического развития Павел Королёв. По его словам, миллионы владельцев домов и дач на земельных участках, выделенных в советское время и пока не оформленных в собственность, смогут бесплатно получить свидетельства о регистрации земли.
Документом предлагается также выделять землю в индивидуальную собственность или в аренду для членов всевозможных коллективных садово-дачных товариществ. И не по выкупной цене, а по кадастровой или вообще бесплатно. Правительство еще конкретизирует эти механизмы. «Главная задача этого законопроекта — создание условий для эффективного использования земельных ресурсов» — заявил Королёв.
Он отметил, что некоторые категории граждан смогут получить землю без аукционов: «Это, например, льготники, нуждающиеся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости. При этом заксобрания в регионах смогут определять муниципалитеты, на территориях которых допускается предоставление бесплатных земель. Это должно простимулировать переселение людей в регионы, нуждающиеся в людских ресурсах».
Получить землю без торгов удастся и юридическим лицам, если они решат строить социально важные объекты — дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки. Или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия. В целом максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, сократится для них с нынешних трех лет до трех месяцев.
Законопроект касается и мелких бизнесменов — торговцев, владельцев ларьков и палаток. Они будут освобождены от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки. Это же послабление касается владельцев рекламных конструкций. Сейчас от торговцев и изготовителей рекламных щитов часто требуют организовывать постановку на кадастровый учет земельных участков, чтобы затем заключать договора об их аренде.
Замминистра подчеркнул, что законопроект согласован с 42 субъектами Федерации, что явилось результатом сложной дискуссии с различными органами власти. «Земля — это ресурс, который должен работать для граждан и приносить доход, в первую очередь, в муниципальные бюджеты. Это важно и для социальной поддержки отдельных категорий граждан».
Королёв напомнил депутатам, что сейчас нормативно-правовое регулирование механизма предоставления земельных участков имеет множество пробелов и противоречий, создающих на практике условия для злоупотреблений. В частности, различные отраслевые законы и кодексы в качестве основания для образования земельных участков требуют подготовку документов, содержание которых либо не установлено, либо установлено недостаточно чётко.
Интересно, что профильный Комитет Госдумы законопроект поддерживает, но с множеством оговорок. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум сказал, что законопроектом вносятся изменения в 16 федеральных законов, в частности, в Земельный, Гражданский, Градостроительный и Лесной кодексы — это почти 300 страниц текста. По словам депутата, в документе принципиально пересматриваются подходы к предоставлению земельных участков. Шаккум выразил недоумение по поводу того, что в законопроекте не учитывается значительное количество земельных участков, пока не поставленных на кадастровый учёт и, соответственно, юридически не учтённых. «Но главное, в предоставленной редакции законопроект открывает лазейки для рейдерских схем, сговора недобросовестных чиновников и предпринимателей, — подчеркнул Шаккум. — Кроме того, во время прохождения законопроекта через Правительство была получена масса замечаний от министерств и ведомств, которые не были учтены до рассмотрения в первом чтении».
По словам первого зампреда думского Комитета, содержание документа не опирается на единую концепцию и оставляет впечатление непродуманности. Шаккум уверен, что законопроект нуждается в широком общественном обсуждении. Тем не менее, депутат согласился с Павлом Королёвым, что надо выполнять поручение Президента и законопроект принимать, хотя на земельный Комитет Госдумы ложится серьёзная задача по его полной переработке.
Такого же мнения придерживаются и депутаты фракции КПРФ, которые проголосовали против данного законопроекта. Коммунист Владимир Федоткин поинтересовался у замминистра, почему Шаккум не оставил от законопроекта камня на камне? Королёв ответил, что это и не удивительно, ведь все масштабные изменения требуют не точечных изменений, а системных законопроектов: «В течение 7 лет ведётся работа по территориальному планированию, градостроительному зонированию и нужно уточнять законодательные нормы». Василий Лихачёв также из КПРФ поинтересовался у замминистра, готово ли министерство к работе по крымской тематике в земельном вопросе? Королёв сказал, что проблема по Крыму — острая, особенно в отношении кадастровых функций, которые являются одним из краеугольных камней в бюджетной системе государства. Но работа над решением этой проблемы началась: «Также запланирована встреча с представителями исполнительной и законодательной власти Крыма, которая действует в земельной сфере, будет утверждён план мероприятий, согласованный с правительством республики».