Пленарное заседание Государственной Думы

14:36Сроки внесения в реестры заключений экспертиз промбезопасности хотят сократить

14:14Госдума повысила порог для возбуждения дела о банкротстве юрлиц

13:58Госдума утвердила список документов для приема на службу в органы прокуратуры

Константин Добрынин: Необходимо синхронизировать Регламенты обеих палат Федерального Собрания

04.02.2014 18:20

В организации законотворческого процесса важную роль играет взаимодействие палат Федерального Собрания. Об этом заявил заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин, выступая на заседании Президиума Совета законодателей.

Говоря о совершенствовании процесса принятия законов, сенатор предложил обсудить возможность синхронизации Регламентов обеих палат парламента, отсутствие которой затрудняет общую законотворческую работу Совета Федерации и Государственной Думы.

Константин Добрынин отметил, что Конституция РФ в самом общем виде регулирует законодательный процесс. «Статьи Конституции устанавливают основополагающие принципы законодательного процесса, однако в силу своего обобщающего характера не описывают крайне необходимые для полноценной организации этого процесса детали».

В российском законодательстве до сих пор отсутствует определение понятия «нормативный правовой акт», а также понятий его видов, не урегулирован порядок подготовки, принятия и оформления проектов нормативных правовых актов, подчеркнул парламентарий. «К сожалению, столь необходимые законы, как «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» и «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов», так и не приняты. Порядок разработки, принятия и опубликования правовых актов на федеральном уровне регулируется рядом разрозненных нормативных актов, большинство из которых носит подзаконный характер».

Константин Добрынин подчеркнул важность Регламентов палат Федерального Собрания и Правительства РФ, которые во многом восполняют пробелы в законодательстве. «Однако они не защищают от нарушений процедур подготовки законопроектов и их рассмотрения». Одной из острых проблем сенатор назвал изменение концепции законопроекта после его принятия в первом чтении. «Деление процедуры рассмотрения законопроектов на чтения и собственно каждое из чтений, как отметил Конституционный Суд, имеют значение как для обеспечения поиска наиболее адекватных нормативных решений, так и для проверки соответствия их текстуально оформленного содержания подлинному волеизъявлению законодателя».

Исходя из позиции Конституционного Суда, поправки к законопроекту не могут изменять его концепцию, в том числе кардинально менять предмет правового регулирования, действие закона в пространстве, во времени и по кругу лиц, отметил парламентарий.

Константин Добрынин затронул еще один проблемный момент — несоблюдение нормы о том, что проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Федерации и регионов должны направляться в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации для представления ими в тридцатидневный срок соответствующих отзывов. «Нарушение порядка принятия федеральных законов неоднократно было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Он указал на недопустимость реализации федеральными органами власти полномочий по предметам совместного ведения без соотнесения с интересами субъектов Федерации». При этом, как на федеральном уровне, так и на уровне органов государственной власти субъектов Федерации остро стоит проблема своевременной разработки и издания подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации принятых законов, указал сенатор.

Повышению качества подготавливаемых законопроектов способствует их экспертиза. «В этой связи следует обратить внимание на совершенствование экспертного сопровождения законодательных инициатив регионов. Предлагаю к этой работе привлекать экспертов общественных палат субъектов Российской Федерации», — отметил парламентарий.

«Следует подумать и об установлении минимального периода времени между процедурами рассмотрения Государственной Думой проектов федеральных законов во втором и третьем чтении, исключив возможность принятия в течение одного дня во втором чтении и в целом законопроектов, претерпевших значительные, в том числе концептуальные изменения», — предложил Константин Добрынин.

Источник: пресс-служба СФ

Читайте нас в Дзен
Просмотров 711