Из Конституции предлагают исключить запрет на государственную идеологию

В Конституцию России могут быть внесены несколько поправок. Одна из них исключает утверждение, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, предлагается отказаться от общепризнанных принципов и норм международного права как части правовой системы России. Соответствующий законопроект подготовил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров.

По его словам в законопроект планируется вписать ещё несколько изменений. Окончательный вариант документа будет готов к середине декабря и представлен на рассмотрение депутатам. «Мы планируем обсудить предлагаемые поправки на конституционном собрании, — отметил депутат, -  А сам законопроект разрабатывается силами депутатского объединения «Российский суверенитет», в который входят несколько парламентариев из разных фракций Госдумы».

Но сторонников у этой законодательной инициативы, фактически, не нашлось. Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин, комментируя ситуацию, заявил, что произвести изменения в первую главу Конституции «Основы конституционного строя» технически достаточно сложно и эти изменения могут привести к непредвиденным последствиям для страны в будущем: «Изменения основ конституционного строя возможны лишь через обсуждение на Конституционном собрании и последующем принятии новой Конституции. Считаю, если задуманы такого рода изменения в части введения государственной идеологии, то подходить к этому надо осторожно, так как тема, при недостаточной её продуманности, можешь иметь негативный эффект».

Также считает и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин. Он подтвердил, что для изменения первых статей Основного закона придётся принимать фактически новую Конституцию.  «И я думаю, мой коллега Федоров со мной согласится, что сейчас для нашего конституционного развития принимать новую Конституцию не нужно», — добавил сенатор.

Участник российской секции Международной комиссии юристов и член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Мара Полякова вообще считает, что подобные поправки способны вернуть страну на десятилетия назад: «Я боюсь, что это повторение ст. 6 в последней Конституции СССР, определяющей собой однопартийность власти и, соответственно, единую идеологию в стране, — заметила она. — Я категорически против такого шага. Я все же надеюсь, что наше государство будет развиваться по пути демократическому, предполагающему уважительное отношение к правам граждан.

Зампред думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьёв, в свою очередь, заявил, что российская Конституция в части защиты прав человека — одна из самых демократичных в мире, а в отношении идеологии главный закон страны устанавливает многообразие и политический плюрализм. Парламентарий считает, что «посоветоваться с народом» о необходимости изменений в Основной закон страны можно будет только после «действительно честных выборов». Тогда, например, можно будет ставить вопрос об ограничении прав президента и исполнительной власти.

Напомним, что последние изменения Конституции, принятые в России, касались продления срока полномочий Президента и депутатов Госдумы.  Что касается внесения изменений в первую главу Конституции, то необходим целый ряд действий. Во-первых, за изменение должны проголосовать 60% от общего числа депутатов и сенаторов двух палат Федерального собрания. Далее происходит Конституционное собрание страны, состоящее из Президента, представителей Госдумы, Совета Федерации, заксобраний субъектов страны, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, которые должны или отказать в изменениях, или разработать новый проект Конституции и поддержать его двумя третями голосов. Дальше проект Конституции выносится на референдум, на котором документ должен набрать большинство голосов — при условии, что на избирательные участки придёт более половины от общего числа избирателей.

Основной проблемой на этом долгом пути является то, что в России до сих пор нет закона о Конституционном собрании. В прошлом году Администрация Президента сделала попытку разработать документ, но отказалась от этой идеи. Руководство страны посчитало, что нет никакой необходимости в изменении Основного закона страны, а поэтому и регламентировать работу Конституционной комиссии законодательно нет особого смысла.

Просмотров 341