Все о пенсиях в России

00:00Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Законодательство упрочит ответственность в сфере муниципального контроля

27.09.2013 16:29

Группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, регулирующий сферу муниципального контроля. Он содержит ряд новелл. В частности, предлагается установить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность в области осуществления муниципального контроля по аналогии с соответствующими нормами о государственном контроле. Тем самым муниципальные контрольные органы приобретут адекватные, умеренные рычаги воздействия на «объекты» своего контроля, в том числе в случаях неготовности последних к конструктивному взаимодействию.

В данное время правоотношения в сфере муниципального контроля регулируются Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» преимущественно с позиции интересов обозначенных в названии категорий. Интересы же другой стороны — муниципальных органов, проверяющих деятельность компаний и индивидуальных предпринимателей, — закон не защищает. То есть запросить чего-то избыточного органы муниципального контроля не могут, что абсолютно справедливо. Но в то же время не могут и получить «причитающееся»: важной для своей работы информации от юрлиц и бизнесменов, документации, которая по закону должна быть им предоставлена. Закон, конечно, обязывает всё это предоставлять проверяющим муниципальным органам, однако не предусматривает административной ответственности в случае непредоставления.

КОАП также не содержит норм, которые бы давали данным органам прочные обоснования для привлечения к административной ответственности ИП и юрлиц за нарушения: опять же за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление в неполном объёме предусмотренных законодательством сведений.

Вместе с тем в рамках исполнения своих полномочий у органов государственного и муниципального контроля должны быть сопоставимые пакеты прав и возможностей и сопоставимые рычаги воздействия. Контроль без возможности по привлечению к юридической ответственности за неисполнение правил и норм неэффективен. Существующая законодательная база ориентирует юрлиц (компании, учреждения, организации) на факультативное внимание к требованиям органов муниципального контроля. Однако местное самоуправление — полноценный уровень публичной власти, который не должен исключаться из числа правомочных субъектов реального контроля.

Внесённый документ позволит привлекать виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в области осуществления муниципального контроля, налагать на них взыскания.

Есть в проекте важные нормы, касающиеся так называемого «отраслевого» муниципального контроля — в сфере благоустройства. Теперь муниципальный контроль в сфере благоустройства будет официально отнесён к вопросам местного значения и регулироваться на данном управленческом уровне. Ожидается, что проект обеспечит надлежащее исполнение правил благоустройства территории муниципалитета физ- и юрлицами.

Одним из авторов данного проекта является первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Он пояснил актуальность новелл: «Мы много и часто говорим о важности муниципального контроля. Однако препятствия для его эффективного осуществления долгое время законодательством не устранялись. Какая может быть эффективность, если юрлица попросту игнорируют запросы от местных контролёров и не несут за это ответственности?

Отдельной строкой в законопроекте мы прописали вопрос благоустройства. Этот вопрос по своей природе местный, поэтому не только решаться, но контролироваться должен муниципальными органами».

В решении местных дел общество не должно полагаться только на профильные органы. Контролировать сферы муниципального ведения должны и сами граждане.

Всероссийский Совет местного самоуправления давно занимается вопросом осуществления контроля на местном уровне и инициирует законодательное закрепление общественного контроля как полноценного института с широким спектром форм и области применения, который сможет служить эффективным дополнением муниципального контроля, осуществляемого соответствующими муниципальными органами.

Пока общественный контроль не имеет чёткой правовой основы. Экспертное сообщество предлагает прописать его в Федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как отдельный вид участия граждан в осуществлении местного самоуправления и реализовывать в форматах общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественных слушаний и общественной проверки (расследования). По логике, субъектами такого контроля должны быть граждане, их объединения, некоммерческие негосударственные организации, общественные палаты (советы) всех трёх уровней власти.

Целесообразно, по мнению муниципалистов, закрепить такую форму общественного контроля, которая объединит граждан в саморегулирующую организацию с официальным статусом и полномочиями. Критериями для участия в ней должны быть компетентность в проблемной области и экспертный авторитет.

Вместе с тем общественный контроль на местном уровне может носить только вспомогательный характер. Поэтому так важно вести дальнейшую работу по развитию института официального муниципального контроля, серьёзный вклад в которое внесли депутаты — авторы обсуждаемого законопроекта. 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 805