ЦИК — в помощь законодателю и гражданину
Центризбирком России предлагает регионам посредничество и помощь для продвижения законопроектов и поправок в уже существующие федеральные законы о выборах. Хотя, это лишь в том случае, если сам ЦИК документы одобрит.
Правовые управления Совета Федерации и Центризбиркома провели Всероссийский научно -практический семинар «Подготовка законодательных инициатив: проблемы и практика». Обсудили российское избирательное законодательство, его возможности и перспективы.
«Вообще Центризбирком не приветствует, когда субъекты выходят с законодательными инициативами по теме избирательного законодательства. У нас достаточно тесное взаимодействие с региональными избирательными комиссиями, и если там возникают вопросы, то, уверен, довольно легко выйти непосредственно в Центризбирком», - заявил секретарь ведомства Николай Конкин. Он пояснил, что если инициатива стоящая, то комиссии ЦИК легче донести её до субъектов законодательной инициативы - Госдумы и Администрации президента. Секретарь Центризбиркома подчеркнул, что законопроекты из регионов, касающиеся поправок в избирательное законодательство, неизбежно попадают в ведомство, со стороны которого отсутствие положительной экспертной оценки, фактически, не оставляет шансов на продвижение инициатив.
Николай Конкин также сообщил, что ЦИК почти завершил экспертную оценку законопроектов, предложенных недавно регионами. По итогам уже видно, что законопроекты правильно регулируют проведение выборов разного уровня. Вместе с тем, беспокойство вызывает наличие в законах некоторых субъектов норм, противоречащих федеральному законодательству, а также вызывающих неоднозначное понимание при их применении.
Начальник Правового управления Аппарата ЦИК Полина Басова сообщила, что по итогам избирательных компаний 2011-2012 годов был проведён мониторинг и выяснилось, что нужны поправки фактически во все федеральные законы, касающиеся выборов. Из регионов по этому поводу иногда поступают смелые предложения. Например, конкретизировать появление СМИ в помещениях для голосования или расширить перечень причин, по которым избиратель не в состоянии прибыть на место голосования.
Председатель Совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов также высказался за активность региональных властей, но отметил, что упущен важный аспект - общественный контроль на выборах. То есть нужно активнее привлекать граждан страны и в дело создания законопроектов, а также — в процесс голосования. «Ведь общественный контроль существует для обеспечения общественных интересов, тем более, что сегодня в России зарегистрировано порядка 200 тысяч различных общественных организаций. И, порой, общественный контроль имеет больший эффект, чем административный», - напомнил Игорь Борисов. Он подчеркнул, что общественный контроль должен присутствовать на этапе разработки нормативно-правовых актов, участии в выборах, в наблюдении и, наконец, в обжаловании результатов этих выборов, но не в частном порядке, конечно, а коллективно.