15 лет безопасного мореплавания
Тема: Петербургский международный экономический форум 2018
Порт Сабетта самый молодой морской порт России – в перспективе стратегический узел всего Северного морского пути, да и Арктики в целом
В последней гордости «Росморпорта» — отстроенном морском порту Сабетта завершилось возведение уникальных во всём мире ледозащитных сооружений. На подходе - системы обеспечения безопасности. Предприятие поделилось итогами своей 15летней работы и планами на будущее.
В конце 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт загрузке первого танкерагазовоза на заводе «Ямал СПГ» в районе посёлка Сабетта на полуострове Ямал. Это стало возможно благодаря реализации грандиозного проекта «Росморпорта» - строительства морского порта Сабетта.
Сейчас в рамках реализации проекта завершается строительство систем обеспечения безопасности мореплавания, включающих в себя береговые радиостанции морских районов А1 и А2 ГМССБ, береговую станцию службы НАВТЕКС. Контрольнокорректирующая станция ГНСС ГЛОНАСС/GPS и СУДС Сабетта уже работают в опытной эксплуатации.
Защиту акватории порта от ледовых заторов и волн обеспечивают уникальные Северозападное и Юговосточное ледозащитные сооружения, строительство которых уже завершено. Они рассчитаны на восприятие нагрузки ото льда до 220 тонн на квадратный метр. Подобных сооружений в мире нет. Ведущие научноисследовательские институты страны проводили исследования и моделирования различных вариантов строительства в ледовом бассейне.
Корневая часть Юговосточного ледозащитного сооружения и сформированный внутри неё искусственный земельный участок площадью 14,75 гектара введены в эксплуатацию. Кроме того, заработали расположенные на нём объекты технологической эстакады ОАО «Ямал СПГ», которые обеспечивают отгрузку сырья в танкерыгазовозы.
Строительство порта Сабетта началось в 2012 году. Все работы велись с нуля в арктической климатической зоне. Дноуглубительные работы можно было вести только в короткий период летней навигации. За шесть навигаций было извлечено около 70 миллионов кубических метров грунта. В результате в Сабетте были сформированы морской канал длиной 49 километров, подходной канал длиной 6 километров и акватория порта площадью 138 гектаров. Достигнутые глубины позволяют круглогодично заходить в порт 300метровым танкерамгазовозам. Лоцманские проводки судов в порту осуществляются ледовыми лоцманами Архангельского филиала «Росморпорта».
Проекты, реализуемые с участием «Росморпорта», направлены на обеспечение потребностей российской экономики и внешней торговли, перевалки грузов и пассажирских перевозок в морских портах, на рост мощности портов и повышение их конкурентоспособности, а также реализацию транзитного потенциала страны». Андрей Лаврищев, генеральный директор ФГУП «Росморпорт»
Кроме лоцманских проводок непосредственно в порту Сабетта «Росморпорт» оказывает квалифицированные услуги по ледовой лоцманской проводке судовгазовозов по всему Северному морскому пути с последующей швартовкой их в морском порту. Проводки осуществляются в сложных погодных условиях, в том числе в полярную ночь, в арктических морях с установившимся и нарастающим ледовым покровом, при дрейфующих ледяных полях со значительной торосистостью.ФГУП «Росморпорт» строит объекты федеральной собственности, к которым относятся морской и подходной каналы, акватория порта, ледозащитные сооружения, система обеспечения безопасности мореплавания, система навигационного оборудования, административные и технические здания.
Главная цель проекта — создание альтернативного судоходного пути непосредственно от места добычи и переработки природного газа ЮжноТамбейского месторождения с выходом на Северный морской путь для доставки сжиженного природного газа торговым партнёрам Европы и Азии.
Юбилейные итоги и новые цели
В 2018 году государственная компания «Росморпорт» отмечает 15летний юбилей. Федеральное унитарное предприятие было создано в 2003 году для совершенствования системы госуправления в морских портах России, обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и эффективной эксплуатации федерального имущества.
Сегодня «Росморпорт» — безусловный лидер отрасли, осуществляющий свою деятельность в 65 морских портах, расположенных в 24 субъектах РФ. Он - крупнейший в России титульный владелец объектов прибрежнопортовой инфраструктуры. Более восьми тысяч работников трудятся в центральном аппарате и 15 филиалах предприятия.
В настоящее время в рамках Долгосрочной программы развития ФГУП «Росморпорт» (2017-2020 годы) запланировано к реализации более 60 проектов развития портовой инфраструктуры с участием предприятия.
За 15 лет деятельности одной из главных задач ФГУП «Росморпорт» стало активное развитие морской портовой инфраструктуры. Предприятие реализовало десятки инвестиционных проектов развития морских портов России, обеспечивающих рост портового сегмента экономики. Значительное число мероприятий было направлено на комплексное развитие транспортных узлов, где, помимо строительства перегрузочных комплексов, обустроены железнодорожные и автомобильные подходы к портам. При непосредственном участии предприятия на морской карте России появились новые порты - УстьЛуга на Балтике, Оля на Каспийском море, Сабетта в Обской губе на полуострове Ямал.