Сергей Шатиров: Проблема пригородных перевозок — задача государственных системных решений
— Правительство выделяло деньги «Российским железным дорогам» на компенсацию расходов, но их явно недостаточно — убытки РЖД растут на восемь миллиардов рублей каждый год. Понятно было, что система изначально не сбалансирована.
Ликвидировать долги перед РЖД правительство решило 25-кратным повышением цены за пользование железнодорожной инфраструктурой, переложив эти затраты на регионы, которые в итоге стали отказываться от пригородных перевозок. Сегодня 277 пригородных рейсов отменены — пострадал практически каждый регион. Не такие уж большие деньги из бюджета требовались, чтобы сбалансировать систему, и мы в Совете Федерации регулярно поднимали этот вопрос. Президент совершенно правильно поставил вопрос, и, кстати, РЖД уже доложили, что все поезда будет возращены на маршруты. И взяло, кстати, пока все расходы на себя — не считая долгов, это около 30 млрд. рублей. Плюс замена старых вагонов на современные поезда — эта тема, которую РЖД тянут добровольно уже не первый год, вообще выпала из обсуждения. В развитых странах пригородные перевозки дотируются государством.
Сегодня ни регионы, ни перевозчики, ни РЖД по отдельности проблему перевозок не решат — это задача государственных системных решений. Изначально программа пригородных перевозок разрабатывалась в двух не имеющих отношения к транспорту ведомствах — МЭР и Минфине. Непонятно одно - почему у кабмина не было «арбитра», который бы обеспечил жизнеспособность принимаемых Правительством решений?
Подготовил Никита Вятчанин
Ещё материалы: Сергей Шатиров