Вячеслав Тимченко: Оптимальную форму организации местного самоуправления будут искать в каждом регионе

- Проект закона разработан в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. Его смысл и суть — приближение муниципальной власти к населению. Сохраняя в главном и основном существующую сегодня систему местного самоуправления, он вводит два новых типа муниципальных образований — городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Иными словами, упор делается на ключевое, первичное звено — поселения и внутригородские районы, где живут люди и где решаются их самые насущные проблемы. Устранение разрыва между властью и населением, формирование власти, до которой «можно дотянуться рукой», будет способствовать решению еще одной важнейшей задачи — усилению гражданского контроля за работой местных администраций, снижению коррупции на муниципальном уровне.

В ходе второго чтения депутаты приняли ряд  поправок, расширяющих вариантность предлагаемых законопроектом решений.

Главная новация заключается в том, что регионам предоставляется  право  самим определять способы избрания глав муниципальных образований (напрямую населением или из состава представительного органа власти), формирования всех органов местного самоуправления на своей территории. Это позволит каждому субъекту Федерации найти оптимальную форму организации МСУ, отвечающую как особенностям региона, так и входящих в его состав муниципальных образований. Новация распространяется и на вводимый законопроектом новый тип муниципального образования — города с районным делением. При этом должно быть обязательно учтено мнение населения муниципального образования, выраженное в соответствии с его уставом.

Таким образом, задача, в конечном счете, состоит в том, чтобы обеспечить баланс по всей цепочке — губернатор и законодательное собрание, местные элиты, население, — устранив причины для возникновения возможных конфликтов. Конечно, — и это надо честно признать — многое будет здесь зависеть от правоприменительной практики, которую мы намерены тщательно отслеживать. Ведь не секрет, что даже хорошо отлаженный, безупречный в правовом отношении механизм под воздействием  человеческого фактора может дать сбой.

Закон закрепляет минимальный перечень вопросов местного значения, который в любом случае должен находиться в исключительном ведении муниципальных образований. «Неснижаемый остаток» для сельских поселений — это 13 полномочий, для всех остальных типов муниципальных образований — 16. Одновременно в законе предусмотрено, что законами субъектов Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения, но, что принципиально важно, «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».

С принятием закона дискуссионные площадки переместятся на уровень регионов. В нем четко оговорены сроки, в течение которых субъекты Федерации должны определиться с моделями местного самоуправления — шесть месяцев с момента вступления закона в силу. Еще три месяца дается для внесения необходимых изменений в уставы всех типов муниципальных образований.

Сегодня на новом витке истории мы делаем еще один шаг в законодательном обеспечении деятельности органов местного самоуправления. Шаги в этом направлении будут продолжены. Необходимо уточнить перечень полномочий различных типов муниципалитетов, прописанных в отраслевом законодательстве. Упорядочить терминологию, исключив дублирование и двоякую трактовку ряда базовых понятий. И, наконец, определить стабильные источники наполнения муниципальных бюджетов, что потребует, в том числе и внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.

 

Источник: Пресс-служба депутата

Ещё материалы: Вячеслав Тимченко

Просмотров 1201

20.05.2014 17:55