Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Статья Вячеслава Тимченко по итогам съезда муниципальных образований

12.11.2013 14:52

В прошлую пятницу, 8 ноября, в Суздале состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований. Впервые в одном зале собрались представители муниципального сообщества со всей страны, чтобы обсудить перспективы развития местного самоуправления. С делегатами съезда встретился Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Сам факт проведения съезда, непосредственное участие в его работе  главы государства отражают по-настоящему значимую роль местного самоуправления в жизни страны, в повышении эффективности всей системы публичной власти. Но уникальность съезда заключается не только в этом. Пожалуй, впервые с такой предельной конкретностью были определены наиболее важные задачи, стоящие сегодня перед местным самоуправлением, и пути их решения.

Задача первая —  довести до логического конца процесс разграничения ответственности между различными уровнями публичной власти, установив долгосрочные правила игры. Это — задача стратегического порядка, прямо влияющая на качество работы всей системы публичной власти. Речь идет о том, чтобы возложить те или иные функции на тот ее уровень, который способен выполнять их наиболее эффективно.

Разумеется, разграничение полномочий вовсе не означает, что уровни государственной и муниципальной власти обособятся друг от друга. Напротив, и это  Президент подчеркнул особо, они должны работать как одна команда.

Одновременно Правительству совместно с представителями местного самоуправления предстоит провести инвентаризацию полномочий всех типов муниципалитетов и внести соответствующие изменения в законодательство. Нельзя все муниципалитеты стричь под одну гребенку. Что вполне потянет городской округ, будет явно не под силу сельскому поселению. В результате полномочия должны быть четко «разведены» между различными типами муниципальных образований. Главное состоит в том, чтобы муниципалитеты стали реально финансово самостоятельными и автономными, а объем их полномочий  полностью соответствовал объему ресурсов. Полномочия, на которые у муниципалитетов не хватает финансовых ресурсов, необходимо либо финансировать из региональных бюджетов, либо, что еще правильнее, передать на уровень регионов.

Думаю, что в решении этих задач самое активное участие должна принять Государственная Дума, наш Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления — и не только на завершающем этапе, когда соответствующий законопроект уже будет внесен в палату. Чем раньше депутаты включатся в этот процесс, тем  со всех точек зрения будет лучше.

И, конечно же, надо установить жесткие сроки и определить ответственных за решение этих задач. Иначе дело опять непозволительно затянется.

Задача вторая — радикально ограничить возможности разного рода проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов.

Президент на встрече с делегатами съезда специально обратился к Государственной Думе, предложив ускорить принятие соответствующего законопроекта с тем, чтобы он вступил в силу с 1 января 2014 года.

Сейчас профильный Комитет готовит законопроект ко второму чтению. На выходе он ограничит число плановых проверок муниципалитетов: 1 раза в 2 года — и не чаще. Что касается неплановых проверок, то они смогут проводиться исключительно по заявлениям и жалобам физических и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов.

Задача третья — преодолеть пассивность самих органов местного самоуправления. Владимир Путин призвал делегатов съезда думать о развитии своих территорий на перспективу: укреплять экономическую базу, поддерживать малый бизнес, находить инвесторов, которые готовы вкладывать средства в создание новых рабочих мест.

Но инвестиционная привлекательность муниципалитета — это не только развитая инфраструктура, не только руководители, ясно понимающие, в чем заключаются конкурентные преимущества их муниципалитета. Это — и  стабильность в отношениях между субъектами Федерации и муниципальными образованиями относительно налогов, идущих в пользу последних. Налоговая база муниципальных образований не должна меняться, разумеется, в сторону уменьшения, по крайней мере, в течение 3 лет — таково твердое мнение съезда, поддержанное Президентом.

Задача четвертая — сохранение, развитие и модернизация российского села. В настоящее время значительная часть российских сел находится в далеко не лучшем состоянии, что зачастую вынуждает региональных руководителей идти по пути наименьшего сопротивления — попросту упразднять их, присоединять к более крупным и сильным муниципалитетам. Такой подход противоречит принципу муниципальной реформы, направленной на приближении власти к жителям.

Ключ к решению этой задачи — развитие производства. Следует создавать благоприятные условия для становления крестьянских фермерских хозяйств, предоставлять государственные и муниципальные преференции предприятиям, размещающим производственные мощности в сельской местности, финансировать из бюджетов всех уровней развитие инфраструктуры на сельских территориях, реализовывать программы привлечения горожан в сельскую местность.

Мы убеждены, что сами жители способны решать большинство проблем своих городов и поселков, домов и дворов. Значит, задача превращения  самоуправления в России в мощный, в полной мере финансово самостоятельный общественный институт становится все более актуальной. Именно на решение этой задачи и будет, прежде всего, направлена законодательная деятельность фракции «Единая Россия» в сфере местного самоуправления.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1210

Ещё материалы: Вячеслав Тимченко