Вячеслав Тимченко о законопроекте, регулирующем деятельность контрольно-надзорных госорганов в отношении местных властей
- Взаимодействие муниципалов с контролёрами — один из наиболее проблемных вопросов, который не сходит с общественной и государственной повестки уже давно.
31 января состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, посвящённое данной теме.
Готовясь к нему, Всероссийский Совет местного самоуправления провёл мониторинг и анализ проблем в этой сфере.
Проблем было выявлено очень много, в тот числе частые необоснованные проверочные мероприятия в отношении органов МСУ и запросы общедоступной информации со стороны надзорных инстанций.
По итогам заседания Совета Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение Правительству разработать и внести законопроект, направленный на регулирование количества проверок и содержащий запрет на запрашивание сведений, которые опубликованы на официальных ресурсах органов МСУ в открытом доступе.
Ожидается нормативно-правовое оформление и иных мер, регламентирующих деятельность контрольно-надзорных органов в ключе решения выявленных проблем.
Важной инновацией законопроекта является норма устанавливающая адекватные сроки для исполнения прокурорских требований. Сейчас контролёры выделяют муниципалам на удовлетворение информационных запросов (опять же — не всегда целесообразных) один или два дня, в то время как, несмотря на общедоступность этой информации, её сбор требует немалое количество времени и рабочей занятости. Муниципальные служащие отвлекаются от первоочередных дел по решению вопросов местного значения и готовят документационный массив.
Слишком сжатые сроки даются местным властям и на приведение муниципальной нормативно-правовой базы в соответствие с федеральной и региональной. На практике часто сталкиваемся со случаями, когда на следующий день после принятия федерального закона муниципалы уже получают прокурорские протесты по поводу возникшей рассогласованности.
Наконец, о сроках стоит сказать и в связи с приведением определённых объектов в нормативное техническое состояние. Аналогичная ситуация: муниципалитет только-только успел принять имущество на баланс, а прокуратура уже наложила штраф.
В законопроекте четко отражены и упорядочены меры по организации всего комплекса проверочных мероприятий. Ведь до этого часто разные госорганы проверяли один и тот же муниципалитет по одним и тем же показателям. Такое дублирование исключается, что сэкономит тем самым и финансовые, и трудовые, и организационные ресурсы.
Наконец, дело иногда не столько в правилах и регламентах, сколько в самих прокурорах и их профессионализме. Не всегда уровень их профессионализма оказывается достаточно высок. Добавить ещё, что оценивается их деятельность по количественному критерию - числу выявленных нарушений и поданных протестов («палочная система»). В этой ситуации органам местного самоуправления приходится особенно трудно.
Данные проблемы должны быть решены законодательно! И, конечно, требуется создать условия для практической реализации закона.
Необходимо сформировать качественную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников контрольно-надзорных служб, выделить на эти цели достаточно средств. И главное — подобрать программы обучения. Консультативно-методическую помощь в просвещении прокуроров могут оказать эксперты-муниципалисты, общественные организации.
Однако «непростые» отношения местных властей с государственными контролёрами далеко не всегда обусловлены неправомерными действиями последних. Часто муниципалы не могут выполнить вполне разумные, обоснованные требования. Здесь много факторов. Муниципалы тоже далеко не всегда отличаются высокой компетентностью. И далеко не всегда из-под пера местных «законодателей» выходят качественные нормативно-правовые акты.
Поэтому наряду с мерами по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности госорганов нужны и дополнительные решения.
Это совершенствование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров и улучшение финансирование данных программ. Проведение ревизии муниципальных полномочий в целях приведения их в соответствие с перечнем вопросов местного значения. Наведение порядка в федеральном и региональных регистрах нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Обеспечение оказания регулярной консультативной, методической, аналитической и информационной помощи органам местного самоуправления в нормотворческом процессе. Исключение излишнего надзора за деятельностью органов местного самоуправления и наложения чрезмерных штрафов.
Муниципалы тоже нуждаются в «регулировании».
Но зачастую вины муниципалов в их неисполнительности нет. Низкий уровень обеспеченности местных бюджетов не позволяет им исполнять правомерные требования контрольно-надзорных инстанций — и по ремонту и реконструкции недвижимости, и по приведению муниципальной дорожной сети в пригодное к эксплуатации состояние, и по другим позициям.
Крайне важно сконцентрировать внимание на вопросе повышения финансового обеспечения муниципальных образований.
Мы ждём от Правительства Российской Федерации решительных шагов в части перераспределения налогов в пользу местного самоуправления, отмены федеральных льгот, передачи муниципалитетам новых объектов налогообложения и прочих доходных источников.
Некоторые меры уже значатся в плане реформы бюджетно-налогового законодательства, которую кабинет министров сейчас проводит. Но их законодательного оформления пока не последовало. Необходимо переходить от слов к действию!
Источник: Пресс-служба депутата
Ещё материалы: Вячеслав Тимченко