«Законопроект налагает условия не на добровольцев, а на государство»

- К сожалению, в последнее время вокруг законопроекта раскручивается истеричное и непрофессиональное обсуждение. Ещё до публикации текста была поднята волна негатива, направленная на то, чтобы создать в среде добровольцев негативное отношение к любым инициативам законодательной власти. Эта волна основывалась на нескольких заранее вброшенных мифах о том, как ужасна станет жизнь добровольцев после принятия такого закона. Многие активисты, не изучая текст, не исследуя серьёзную аналитику, а зачастую будучи вообще далеки от добровольчества, к сожалению, восприняли, как истину в последней инстанции, отдельные мнения известных граждан и изданий.

В интересе законодательной власти к проблемам добровольческого движения нет ничего удивительного. Во всех цивилизованных странах государство не просто не мешает деятельности добровольцев, но активно поддерживает его. Эта поддержка может выражаться в самых разнообразных преференциях, представляемых волонтёрским объединениям и отдельным волонтёрам. Отрадно, что наша страна, наконец, вступила на тот же путь.

Какие плюсы для добровольцев принесёт принятие закона? В первую очередь – это закрепление гражданско-правового статуса добровольца и добровольческой организации, без чего невозможна никакая поддержка со стороны государства. Вторым плюсом является введение понятия уполномоченного органа в сфере добровольчества. Такой орган позволит добровольческим организациям иметь прямой контакт с государством, минуя промежуточные этапы в виде местных органов власти. Третий плюс закона — указание на необходимость внедрения отдельных конкретных способов поддержки добровольцев (помещения, общественный контроль), что обозначено в статье 16 проекта.

А какие возражения звучат со стороны противников законопроекта?

Первое — принятие такого закона приведет к тому, что на добровольцах будут делать пиар органы власти. Фактически же дело обстоит прямо противоположным образом: в отсутствие реестра добровольческих организаций, а значит и статистики, местным и федеральным органам власти очень просто присваивать себе результаты работы добровольцев. Создание единого реестра воспрепятствует этому.

Второе — принятие закона приведёт к повышению уровня коррупции, на добровольцах просто будут «делать деньги», в первую очередь, уполномоченный орган. Что мы видим в реальности? Сейчас добровольцы фактически выполняют ряд функций, который возложен на местные органы власти и на которые выделяют бюджетные средства. После принятия закона отсутствие возможности отчитываться результатами волонтёров за свои обязанности приведет к тому, что уменьшится хищение бюджетных средств. Кроме того добровольцы – люди с активной гражданской позицией, они не позволят чиновникам разворовывать деньгим.

Третье — принятие закона полностью дискредетирует саму идею, загубит на корню все добровольческие инициативы, поскольку эта деятельность не терпит никакого подчинения и ограничения формальными рамками. Здесь нужно понимать, что принципы, на которых будет строиться государственная поддержка добровольцев и их статус, - это не попытка подчинить добровольцев органам власти, не определение рамок их деятельности. Наоборот, законопроект налагает условия не на добровольцев, а на государство. Добровольцы же, согласно статье 12, могут осуществлять деятельность как во взаимодействии с органами власти, так без него.

Безусловно, законопроект нуждается в доработке с учётом реалий добровольческой деятельности. По нашему мнению, в пункте 3 статьи 8 необходима чёткая конкретизация понятия опасных видов работ. Добровольцы, выходящие ночью в лес на поиск людей – это опасно или нет? Организация катания с детьми на коньках - опасно? Идти в питомник к животным – опасно? Если вдруг при осуществлении деятельности возникает потенциальная опасность для волонтёра, но эта опасность не является органической составляющей ситуации, то, на мой взгляд, излишне привлекать органы государственной власти к организации работы добровольцев. Так же существует вопрос о реестре добровольцев. Очевидно, что необходимо создание двух реестров: для организаций и для физических лиц. Данный подход, я считаю, стоит отразить в законе.

Подготовил Юрий Говедовский

Просмотров 1123