«Гуманитаризация образования – путь к гуманизации общества»

Эксклюзив

– Рабочая группа отправила на согласование в Министерство образования и науки подготовленный нами вариант списка. На днях оттуда пришел ответ. Кто именно вносил в список изменения, сказать трудно – Минобрнауки, по моим сведениям, пересылало его еще в три инстанции: Министерство культуры, администрацию президента и правительство. Большинство произведений присланный нам назад список содержит. Однако министерский вариант претерпел и некоторые изменения. Было добавлено 12 произведений, в частности былины, собранные Владимиром Чичеровым и Петром Уховым, Повесть временных лет, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Кто и на каких основаниях выбрал именно их – не знаю. Мы составляли список, отталкиваясь от слов Владимира Путина о том, что эти книги должны быть ориентированы на старшеклассников. Новая версия включает и произведения для самых младших школьников – рассказы Николая Носова, повести Аркадия Гайдара, сказки Александра Волкова. Если исходить из того, что список ориентирован в том числе и на первоклассников, то, наверное, можно было предложить и другие произведения. Совершенно необъяснимо, почему из нового списка исчез целый ряд очень значимых авторов – Даниил Гранин, Иван Ефремов, Василий Ключевский. Исключенными из него оказались и произведения видных поэтов: Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, Николая Заболоцкого. Современный литературный поток в новом варианте перечня оказался представлен очень скупо. Уверена, что эта его часть вызовет особую критику. Как можно было убрать оттуда Людмилу Улицкую? И если в списке есть работы Валентина Пикуля, то почему там нет книг Бориса Акунина? И уж конечно я никак не могу согласиться с тем, что из нового варианта исключены работы Александра Солженицына.

Внимание к внеклассному чтению очень важно именно сейчас, когда Россия окончательно утратила статус читающей державы. За 2011 год 30 процентов населения не прочли ни одной книги. Приучать человека к чтению нужно в семье, этим должны заниматься родители. Определенная вина в сложившейся ситуации лежит и на школе. К примеру, школьная программа для четвертых классов включает всего лишь два урока чтения в неделю. Чему так ребенок научится? Если отношение к гуманитарным наукам останется таким же, как сейчас, то я не знаю, что нас ждет в будущем. Не зря ведь Дмитрий Лихачев говорил «Гуманитаризация образования – путь к гуманизации общества». 

 

Подготовила Ольга Шульга

Ещё материалы: Людмила Вербицкая

Просмотров 1443