Людмила Швецова: В своем Послании Президент вновь подчеркнул, что качественное обучение без воспитания невозможно»
— Послание Президента на первый план ставит проблемы нравственности и духовности современного общества. Владимир Путин совершенно справедливо заметил: «российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что во все времена делало нас крепче и сильнее». Действительно, в обществе катастрофическое падение нравственности, и, естественно, возникает желание что-то запрещать и за что-то бить по рукам, ужесточать законы. Иногда, к сожалению, это бывает необходимо. Но нам, одновременно, следует разобраться в причинно-следственных связях. Я полностью согласна с Президентом в том, что «закон может защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность».
В связи с этим сегодня крайне необходимо поднять на новую высоту воспитательную роль образования, нравственного и духовного развития личности. К сожалению, в постсоветской России в первые годы сделали все, чтобы школу «освободить» от воспитания, посчитали, что воспитание должна вести в основном семья. Сегодня главное — поставить правильную цель. Образование и воспитание — это два крыла одного процесса, иначе наши будущие поколения просто пополнят ряды конформистов.
Мы в процессе работы над новым законопроектом «Об образовании» во главу угла ставили необходимость того, что проблема воспитания должна занять не только равнозначное место в образовательной политике и в законе, но и в чем-то главенствующую роль. Вторая статья законопроекта сегодня гласит о том, что образование является «единым процессом обучения и воспитания». Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.
В своем Послании Президент вновь подчеркнул, что качественное обучение без воспитания невозможно и дал поручение Правительству «подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Мы готовы совместно с экспертным и педагогическим сообществом, ветеранскими организациями принять активное участие в этой работе и внести свои предложения. Но проблема нравственности касается не только школы, но и всего гражданского общества в целом. Я совершенно убеждена в том, что без духовности, без веры в высшие человеческие ценности и идеалы невозможны ни борьба с коррупцией, ни построение подлинно демократического, социального государства.