Вуз не должен заниматься зарабатыванием средств

Рейтинги для вуза

- Рейтинги — это вполне нормальная рабочая процедура, которая должна способствовать выявлению проблем высшей школы, профессионального образования. Подобные процедуры были всегда, правда, индикаторы оценок были другими.

Это должно было быть сугубо внутреннее мероприятие Минобрнауки для изучения ситуации и разработки соответствующего комплекса мер внутри нашего ведомства.

Российские вузы в иных условиях, чем их иностранные партнеры, научились изыскивать и привлекать внебюджетные средства для развития науки, материальной базы, финансирования штата. А между тем такой критерий эффективности вуза, как привлечение дополнительных средств, вызывает, как минимум, удивление. Вуз, и особенно гуманитарный, вообще не должен заниматься зарабатыванием средств. Главная его задача — готовить высококвалифицированного специалиста. А обеспечивать его финансовыми ресурсами должно государство и национально ориентированный российский бизнес. В настоящее время вузы занимаются коммерческой деятельностью не от хорошей жизни. Они испытывают резкий дефицит финансирования из государственного бюджета, который в отдельных случаях достигает 60% от требуемых сумм.

Оценка вузов по количеству обучающихся в них иностранных студентов, особенно для педагогических вузов, выглядит, мягко говоря, вообще странной. Каждая страна имеет свою систему образования, отличную от других. Да и к тому же любое государство прежде всего должно стремиться дать качественное профессиональное образование — причем бесплатное — своим собственным гражданам.

Сегодня, конечно, можно спорить о критериях, можно обсуждать другие стороны вузовской жизни. Но главное в другом. Система профессионального образования должна меняться, и инновации должны строиться на строгой диагностике и анализе. В стране в целом меняется доктрина и подходы к организации образования, принимается новый закон об образовании. В складывающейся ситуации важно выполнить анализ не только эффективности деятельности вуза, но и всех государственных органов, имеющих отношение к управлению образованием. Объективная — а не спонтанная, разовая — оценка позволит сделать правильные выводы на пути обновления образования в целом и высшего в частности. Если в результате мониторинга выводы будут сделаны только лишь в отношении вузов, попавших в разряд «неэффективных», и не будет оценена работа всех тех, кто имел отношение к реформам в образовании, все может закончиться с весьма неожиданным результатом. Важно не спешить с выводами. Свои оценки должны вынести известные российские эксперты и специалисты в области образования.

Подготовил Эдуард Воротников 


Просмотров 165

03.12.2012

Популярно в соцсетях