РЕЙТИНГИ ДЛЯ ВУЗА
Должна существовать система независимых исследований
Но, конечно, здесь есть специфика бизнес-школ – так как студенты программ первого высшего образования, обычно, не имеют опыта работы до поступления в университет и не получали зарплаты. Тем не менее, информация о нахождении ими работы по специальности и об уровне их оплаты труда будет если не прямым, то косвенным индикатором того, насколько вуз, готовя студентов, реально отвечает на запросы рынка труда.
Насколько я знаю, для отдельных вузов оценки такого рода делаются, но нет системы. А здесь важно, чтобы существовала некоторая система независимых исследований. По базам данных выпускников, которые по идее должны собирать и вести сами вузы, независимая исследовательская компания, например, по заказу Министерства образования и науки, могла бы проводить выборочные обследования и получать информацию о том, по какой специальности работают выпускники через пять лет после окончания вуза и какой у них уровень зарплаты. При этом очевидно, что по разным специальностям уровень зарплат будет заведомо разный и сравнивать вузы здесь можно по тому, как соотносится зарплата их выпускников после пяти лет работы по профессии, полученной в вузе, со средней зарплатой в данной отрасли.
Такие показатели, естественно, тоже не надо абсолютизировать, но я думаю, что при их применении все же будет возникать меньше претензий, чем в ситуации, когда очень специфичные вузы (например, такие, как Литературный институт) оцениваются по универсальным критериям объема НИР на 1 преподавателя или доле иностранных студентов. Тем не менее, сама инициатива Минобрнауки по рейтингованию вузов правильная – в бюджетном секторе надо начинать отделять эффективные организации от неэффективных, а для этого надо регулярно сравнивать между собой организации, работающие в одном секторе. Причем это важно делать на основе простых и понятных методик и как раз в этом аспекте в чем-то упрощенный подход Минобрнауки имеет свои преимущества.
Подготовила Дарья Бурда