ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Сочетанием карательной и стимулирующей политики нам удастся добиться прогресса

К сожалению, нынешняя система штрафов может на бытовом уровне казаться внушительной, но для девелоперских проектов в центре крупных городов это совершенно как слону дробина, они просто предлагают своим юристам и бухгалтерам раскошелиться, но закон не соблюдать. Как пример, история, которая произошла в августе в Москве, где Мосгорнаследие требовало от девелопера остановить работы по сносу дома, но тот просто написал на этом распоряжении, что не согласен с ним, и как ни в чем не бывало продолжил свои работы. Дом был снесен. Застройщик просто взвесил, сколько это будет стоить, и решил не обращать на запрет внимания. Так что штрафы должны, конечно, увеличиваться в разы и исчисляться не десятками тысяч рублей, как сейчас, и даже не сотнями, а миллионами и десятками миллионов. Когда финансовые потери от нарушения закона или неисполнение законных распоряжений станут сравнимы с годовой выручкой фирмы, тогда это будет иметь эффект.

Однако бороться с нарушителями нужно не только финансовыми мерами. Я напомню, что существует в Уголовном кодексе 243 статья, которая объявляет уголовным преступлением уничтожение либо повреждение объекта культурного наследия, предусматривает санкцию вплоть до 5 лет лишения свободы, но эта статья абсолютно мертвая, по ней практически не возбуждается уголовных дел и те немногие, что возбуждаются, не доходят до суда и не заканчиваются уголовным наказанием для разрушителей. Эту статью необходимо оживить, для чего необходимо усиленное внимание правоохранительных органов к этой проблеме. Совершенно справедливо высказываются те эксперты, которые считают сохранение наследия проблемой из разряда проблем национальной безопасности. Потому что в наследии заложен культурный код нации, уничтожение нашей культурной составляющей, истории нашей нации наносит необратимые последствия и для будущего, и для настоящего. Поэтому я считаю, что к тем руководителям фирм, которые либо нарушают закон, либо не исполняют предписаний органов охраны наследия, необходимо применять такую меру, как административный арест, то, что в просторечии называется «загреметь на 15 суток». Многократно в нашей практике, в практике наших петербургских коллег были эти случаи: начинаются какие-то работы, явно незаконные, приходит городской орган охраны по наследию, выдает предписание, работы как ни в чем не бывало продолжаются, приходит милиция, они останавливаются, милиция уходит (она не может дежурить 24 часа на объекте). Работа тут же возобновляется. И так несколько раз. В результате памятникам и историческим зданиям наносится ущерб. Если бы полиция не просто уходила, а уводила с собой руководителей этих работ, они бы не возобновлялись. Я считаю, что это нарушение не менее серьезное, чем невыполнение просто приказания работников полиции, за что положен административный арест. Практику надо распространять на случаи неповиновения законным распоряжениям органов охраны наследия.

Это одна составляющая, карательная, но она не может быть единственной. Должны быть и экономические меры со стороны государства, стимулирующие сохранение исторических зданий и памятников, меры, которые добросовестным девелоперам, домовладельцам или арендаторам недвижимости позволят сократить свою налогооблагаемую базу или получать какие-то бонусы. И вот сочетанием карательной и стимулирующей политики нам удастся добиться какого-го прогресса. Но безусловно, ужесточение наказания должно быть, иначе распоясавшихся людей невозможно остановить.

Подготовила Дарья Бурда 

Напомним, Глава СФ Валентина Матвиенко разработала и внесла в Госдуму поправки в КоАП в части усиления охраны объектов культурного наследия, в том числе предусматривающие максимальный размер штрафа за правонарушения в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия могут составить в отношении граждан - 500 тыс. руб., в отношении должностных и юридических лиц - 15 млн и 60 млн руб.


Просмотров 5

13.11.2012

Популярно в соцсетях