Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

ВИРТУАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Главный вопрос дистанционного образования – в достижении необходимого взаимодействия между учителем и учеником»

09.10.2012 16:52

«Главный вопрос дистанционного образования –  в достижении необходимого взаимодействия между учителем и учеником»

Борис Падалкин, проректор по учебной работе МГТУ им.Н.Э.Баумана:

- Расширение правового поля, развитие нормативной базы образования всегда вызывается существующими потребностями. Сегодня в области информационно-коммуникационных технологий, прежде всего связанных с глобальной компьютерной сетью, происходит настоящая революция. Во многих отраслях экономики рабочие места могут быть удалены от головного офиса на сотни и тысячи километров, поэтому нет ничего удивительного, что идея дистанционного образования переживает второе рождение. В законопроекте сформулирован ряд важных положений, основанных на имеющемся отечественном и мировом опыте. Насколько эти положения будут жизнеспособны, покажет жизнь. Ведь главный вопрос дистанционного образования – не в технологиях обмена информацией (почта, телевидение, Интернет), а в достижении необходимого взаимодействия между учителем и учеником, без которого ученик некогда не скажет «Спасибо, Учитель. Я знаю, умею, могу». И, безусловно, при внедрении такого образования нужно помнить, что хорошего инженера или врача дистанционно не выучить. Необходима связь учителя и ученика, необходима практика и передача навыков «из клюва в клюв».

Комментарий эксперта по другому вопросу

Подготовила Дарья Бурда

 

Лев СоколовЛев Соколов, проректор Московского городского университета управления Правительства Москвы, д.э.н., профессор:

- В сфере дистанционного и электронного обучения есть две основные проблемы. Во-первых, его роль в настоящее время сильно переоценена. Во-вторых, далеко не всегда эти формы обучения используются эффективно. Проблемы эти взаимосвязаны. Эффективность есть отношение результата к затратам на его получение. Следовательно, и увеличить ее можно двумя путями. Можно увеличивать результат, а можно сокращать затраты. Электронное и дистанционное обучения имеет одно несомненное преимущество - низкую стоимость на одного обучающегося вкупе с высокой доступностью и широтой охвата. И это действительно огромный плюс. Но у эффективности есть и вторая сторона - результат. А тут все не так просто. Образование не сводится лишь к передаче информации. Есть вещи, которые формируются только в условиях непосредственного живого контакта того, кто учит и того, кто учится. Именно поэтому в профессиональном обучении все большую роль приобретает наставничество.

Там происходит живая передача опыта по принципу «смотри и учись», причем, в условиях погружения обоих участников обучения в реальную жизненную ситуацию. Никакая «дистанционка» этого не заменит. Да, формы обучения, когда задействован непосредственный личный контакт учителя и ученика, - дороже и степень охвата у них меньше, но зато результат может оказаться неизмеримо выше и по количеству, и по качеству.

Современный бизнес это уже во многом понял. И после повального увлечения e-learning началось его критическое осмысление и частичный возврат к традиционным формам и переход на так называемое «смешанное обучение» (blended learning), оптимальным образом сочетающее в себе различные формы. В этом смысле я думаю, что закон не должен жестко регламентировать применение тех или иных форм обучения, включая дистанционное и электронное. Универсальных рецептов тут нет. Более того, у каждого обучающегося должны быть возможности доступа именно к тем формам обучения, которые для него лично наиболее эффективны. И закон должен создавать условия для обеспечения такой доступности. Обсуждаемая редакция Закона в этом смысле достаточно близка к оптимуму.

Комментарий эксперта по другому вопросу

Подготовил Эдуард Воротников 

Читайте нас в Telegram
Просмотров 646