ВИРТУАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Главный вопрос дистанционного образования – в достижении необходимого взаимодействия между учителем и учеником»
«Главный вопрос дистанционного образования – в достижении необходимого взаимодействия между учителем и учеником»
Борис Падалкин, проректор по учебной работе МГТУ им.Н.Э.Баумана:
- Расширение правового поля, развитие нормативной базы образования всегда вызывается существующими потребностями. Сегодня в области информационно-коммуникационных технологий, прежде всего связанных с глобальной компьютерной сетью, происходит настоящая революция. Во многих отраслях экономики рабочие места могут быть удалены от головного офиса на сотни и тысячи километров, поэтому нет ничего удивительного, что идея дистанционного образования переживает второе рождение. В законопроекте сформулирован ряд важных положений, основанных на имеющемся отечественном и мировом опыте. Насколько эти положения будут жизнеспособны, покажет жизнь. Ведь главный вопрос дистанционного образования – не в технологиях обмена информацией (почта, телевидение, Интернет), а в достижении необходимого взаимодействия между учителем и учеником, без которого ученик некогда не скажет «Спасибо, Учитель. Я знаю, умею, могу». И, безусловно, при внедрении такого образования нужно помнить, что хорошего инженера или врача дистанционно не выучить. Необходима связь учителя и ученика, необходима практика и передача навыков «из клюва в клюв».
Комментарий эксперта по другому вопросу
Подготовила Дарья Бурда
Лев Соколов, проректор Московского городского университета управления Правительства Москвы, д.э.н., профессор:
- В сфере дистанционного и электронного обучения есть две основные проблемы. Во-первых, его роль в настоящее время сильно переоценена. Во-вторых, далеко не всегда эти формы обучения используются эффективно. Проблемы эти взаимосвязаны. Эффективность есть отношение результата к затратам на его получение. Следовательно, и увеличить ее можно двумя путями. Можно увеличивать результат, а можно сокращать затраты. Электронное и дистанционное обучения имеет одно несомненное преимущество - низкую стоимость на одного обучающегося вкупе с высокой доступностью и широтой охвата. И это действительно огромный плюс. Но у эффективности есть и вторая сторона - результат. А тут все не так просто. Образование не сводится лишь к передаче информации. Есть вещи, которые формируются только в условиях непосредственного живого контакта того, кто учит и того, кто учится. Именно поэтому в профессиональном обучении все большую роль приобретает наставничество.
Там происходит живая передача опыта по принципу «смотри и учись», причем, в условиях погружения обоих участников обучения в реальную жизненную ситуацию. Никакая «дистанционка» этого не заменит. Да, формы обучения, когда задействован непосредственный личный контакт учителя и ученика, - дороже и степень охвата у них меньше, но зато результат может оказаться неизмеримо выше и по количеству, и по качеству.
Современный бизнес это уже во многом понял. И после повального увлечения e-learning началось его критическое осмысление и частичный возврат к традиционным формам и переход на так называемое «смешанное обучение» (blended learning), оптимальным образом сочетающее в себе различные формы. В этом смысле я думаю, что закон не должен жестко регламентировать применение тех или иных форм обучения, включая дистанционное и электронное. Универсальных рецептов тут нет. Более того, у каждого обучающегося должны быть возможности доступа именно к тем формам обучения, которые для него лично наиболее эффективны. И закон должен создавать условия для обеспечения такой доступности. Обсуждаемая редакция Закона в этом смысле достаточно близка к оптимуму.
Комментарий эксперта по другому вопросу
Подготовил Эдуард Воротников