СОВЕТ ПО МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Обучение толерантности должно стать основой политики национальной безопасности страны
– Те рекомендации и предложения, которые будет вырабатывать Совет, будут направлены в Администрацию Президента, где планируется создание департамента. Конечно же, такому Совету нужны исполнительные органы. Ранее в Министерстве регионального развития существовал департамент по межрегиональным отношениям, который эффективно и целенаправленно решал целый ряд вопросов. Однако департаменту было очень сложно выходить на главу государства, на главу Правительства, это было выше его компетенции. Если в Администрации Президента будет создан департамент с политическими функциями и с функциями дальнейшей организации работы различных министерств, я считаю, это будет шаг в очень правильном направлении. Совет должен быть подкреплен некими исполнительными структурами, которые смогут выстраивать взаимоотношения с целым рядом ведомств и учреждений. Министры, глава Федеральной миграционной службы, которые будут участвовать в заседаниях Совета, смогут давать соответствующие указания своим ведомствам.
У меня сложное отношение к Министерству по делам национальностей. С одной стороны, исполнительная структура при Совете должна быть, и она должна иметь определенный вес для того, чтобы действительно координировать исполнение решения. С другой стороны, я с 89-го года участвовал в межнациональной работе, был знаком со всеми министрами, председателями комитетов, но я не вполне уверен, что должно быть именно министерство. Все зависит от того, насколько откровенно будут ставиться вопросы на Совете, насколько продуманы будут решения, и как они потом будут выполняться. Если этот механизм будет эффективным, то в министерстве может не быть необходимости.
– В нашей стране очень важную роль играет первое лицо, но первые лица периодически меняются. Не получится ли так, что руль будет постоянно вращаться в разные стороны, и курс будет меняться?
– Первое лицо имеет шесть лет по Конституции, это достаточный срок для того, чтобы выработать четкие, ясные ориентиры и придать ускорение движению в сторону именно этих ориентиров. Я не думаю, что межнациональные отношения напрямую зависят от того, кто стоит во главе государства. Мне кажется, что любой политик, заинтересованный в том, чтобы Российская Федерация была стабильным процветающим государством, должен уделять большое внимание именно практической работе в сфере межнациональных отношений. А инструменты здесь должны подсказывать социологи, политологи, специалисты и конечно же, я надеюсь, что будет услышан голос общественности.
– В советские времена дружба народов была частью идеологии. Нужно ли государству работать на этом направлении, проводить идеологическую работу, чтобы мы вновь могли организовать активный культурный обмен между нашими национальностями?
– Не хочу прослыть ретроградом, но могу четко сказать, что не все, что было в советское время, плохо. Идеологическая работа, направленная на дружбу между народами, – один из тех позитивных аспектов, которые современная Россия должна взять в свой багаж. Я считаю, что такой многонациональной стране, как Российская Федерация, необходима идеология единого народа, состоящего из многих этносов. Такая идеология должна очень активно, наступательно проводиться в жизнь. И здесь очень большую роль играют средства массовой информации. Посмотрите американские фильмы про полицейских: один полицейский белый, другой чернокожий или латиноамериканец. В наших фильмах все милиционеры как бы русской наружности. Некоторые вещи надо заново продумывать, а некоторые - брать и переносить в современную жизнь. Еще раз повторю, я сторонник активных действий в этом направлении. Если мы будем ждать, пока все друг друга полюбят, мы можем не дождаться такого момента. Надо говорить об этом, надо показывать примеры, надо воспитывать, особенно молодое поколение. В школе, где учится мой сын, примерно половина учеников по национальности не русские. Сын никогда не приходит и не говорит, что такой-то национальности плохой человек. Он дерется со своими сверстниками, но не потому что у того другая национальность, по другим причинам. Должна быть наступательная идеологическая работа. И не в плохом смысле этого слова, потому что иногда люди говорят: мы уже накушались этой идеологии. Я говорю об идеологии единого государства, единого народа, идеологии «мы все друзья». У нас разная кожа, разные взгляды, разные религии, но это не должно мешать нам жить вместе и с уважением относиться друг к другу. И здесь огромная роль у прессы, радио и, в особенности – у телевидения.
– Существует экспертная оценка, что конфликты, которые возникают, на первый взгляд, на межнациональной почве, во многом имеют отношение, скорее, к столкновению городской и сельской культуры. Потому что происходит внутренняя миграция, о которой вы говорили, и в города приезжает большое количество людей, совершенно не знакомых с городской культурой. В результате происходит непонимание и конфликтные ситуации, которые потом переносятся на национальную почву.
– Можно поссориться из-за какого-то конкретного повода и рассказать, что это произошло потому, что человек другой национальности и он плохой. Это самый простой путь. И если не воспитывать человека, не объяснять ему, что нельзя искать самых простых, самых легких путей в жизни, не разбираться в причине конфликта, если не проводить такую политику, то некоторые пойдут по простому пути. В магазине масло подорожало, кто виноват? «Пришельцы» виноваты. Надо бы разобраться, почему масло подорожало, но думать неохота и некогда. То же самое – сельская культура и городская культура. Человек приезжает, у него свои культурные традиции. В некоторых регионах у нас есть еще архаические формы взаимоотношений внутри сообщества, определенная клановость и так далее. Это все тоже оказывает влияние.
– Чем нужно заняться Совету: учить толерантности тех, кто живет городской культурой, или, наоборот, просвещать тех, у кого архаическая культура?
– Я считаю, что и тех, и других надо учить толерантности. Потому что у каждого есть то, чего нужно стыдиться, что не вызывает восторга у окружающих. Когда конфликты происходят на межнациональной почве, с одной стороны, мигранты неправильно себя ведут, но, с другой стороны, и реакция коренного населения зачастую бывает очень резкой и неоправданной: если мигрант, значит плохой. Надо учить всех, это должно быть важным элементом государственной национальной политики, я бы сказал, политики национальной безопасности страны. Политика компромисса, политика информирования, политика концентрации на положительные нюансы, а не на отрицательные.
– То есть нужны положительные информационные поводы.
– И положительные информационные поводы нужно подавать наступательно. Может быть, кто-то обвинит меня в излишней резкости, но я считаю, что политика – это достижение цели, для этого надо двигаться вперед, а не ждать, когда-то будет двигаться вперед вместо тебя.