Появление отдельного министерства по развитию Дальнего Востока – сигнал о том, что федеральный центр понимает масштаб задач
Появление отдельного министерства по развитию Дальнего Востока – сигнал о том, что федеральный центр понимает масштаб задач
Но до этой вершины нам еще идти и идти, последовательно проходя сырьевым путем, затем строя на разрабатываемых месторождения предприятия глубокой переработки. В первую очередь, на огромнейшей части дальневосточной территории (за исключением сельскохозяйственной части на узкой полоске земли южнее Транссиба, и Приморья, где вполне успешно развивается торговля и сельское хозяйство) нужно создавать конкурентные условия для добычи и первых циклов переработки сырья. Конкурентных преимуществ в этом регионе два: наличие полезных ископаемых и близость стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в которых эти полезные ископаемые после той или иной степени переработки могут быть востребованы. А из недостатков следует назвать недонаселенность, нехватку квалифицированной рабочей силы, убыль населения и отдаленность территории, высокую тарифную и энергетическую составляющую. Эти проблемы универсальны и именно их и надо решать, вне зависимости от того, что ты там собираешься строить – угольный карьер или «дальневосточное Сколково».
Восток России - это колоссальная по размерам территория, масштаб которой просто не понять «с запада». На большей части территории Дальнего Востока находится вечная мерзлота, т.е. сельское хозяйство там невозможно: ни органическое, ни «неорганическое», в принципе. Также на большей части территории хозяйственная деятельность не ведется опять же, в принципе, в силу физического отсутствия там людей. И природные условия, крайне суровый климат отнюдь не предвещают, что люди там когда-нибудь появятся. Это – идеальный и огромный заповедник, он защищен тем, что люди туда не добираются. Именно поэтому туризм на Дальнем Востоке всегда будет экстремальным в силу опять же климата и расстояний - что внутри региона, что дистанции до мест, где живут потенциальные туристы. А экстремальный туризм массовым не будет никогда. Это, конечно, не значит, что его не надо развивать. Но следует всегда помнить, что локомотивом экономики, как где-нибудь на Лазурном Берегу Франции, он не станет по объективным, неустранимым причинам климата и расстояний.
Говоря об энергетике, следует иметь в виду, что на сегодняшний день Дальний Восток энергоизбыточен, т.е. энергетики буквально не знают, куда девать электроэнергию, полученную традиционным способом – от огромных, новых ГЭС. Стоит ли говорить в этой ситуации про ветряки и альтернативную энергетику? Давайте лучше позаботимся о том, чтобы там стало больше энергопотребителей. Хотя, опять же в силу колоссальности территории, место там найдется и для ветряка или электростанции на энергии вулкана, и для органической фермы и для «туристического» стойбища эвенков, и для заповедника, и для карьера, где огромные шагающие экскаваторы добывают для родины уголь, алмазы или золото.
Вообще, прежде чем рассуждать о Дальнем Востоке и его будущем, очень важно понять его, знать о нем. Тогда многие красивые и благопожелательные гипотезы отпадут сами собой. В этом я вижу важную миссию СМИ на данном этапе. Раз уж государство повернулось лицом к этому региону и его проблемам, раз уж Дальний Восток вошел в федеральную повестку - давайте больше писать о нем, больше понимать про него, объективнее относится к его проблемам. Это очень важно и для дальневосточников, и для «федералов».
Для осуществления намеченных планов потребуются законодательные меры. Это, в том числе, соответствующие решения на уровне правительства и парламента, оформленные в нормативные акты, вводящие соответствующие льготные режимы тарифов на электроэнергию, госдотации тарифов на перевозку. Если тарифы на электроэнергию и перевозки будут разумно регулировать, предпринимателям будет по силам построить инфраструктуру к планируемым объектам: дороги, железнодорожные ветки к месторождениям, сопутствующие объекты, больше вкладывать в само производство, в человеческий капитал. Это вызовет большое оживление экономики.
Появление отдельного министерства по развитию Дальнего Востока – сигнал о том, что федеральный центр понимает масштаб задач развития дальневосточных территорий и готов вплотную заниматься их решением. Насколько быстро появится еще и госкорпорация – пока говорить преждевременно, должно заработать министерство, появиться понимание четких задач, объема работы, полномочий ее руководителей. Но, безусловно, обсуждаемые сегодня институты нужны и своевременны для одной масштабной цели: создания конкурентной среды для инвесторов. Если будет манить эта территория тем, что большое количество предприятий там развиваются, приносят прибыль и привлекают молодых профессионалов — это, я считаю, будет самый важный результат работы хоть министерства, хоть госкорпорации.
Если последуют позитивные изменения в экономике такого сложного, с точки зрения развития, региона как Дальний Восток, убежден, что опыт работы госкорпораций по развитию регионов будет транслирован и на соседние области.
Подготовила Елена Олудина
Материал о создании Министерства по развитию Дальнего Востока и перспективах региона читайте в ближайшем номере "Парламенской газеты"