День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Федеральная контрактная система повысит эффективность госзакупок

30.05.2012 15:00

Мы рассчитываем, что 22 июня документ будет рассмотрен в первом чтении. Надеемся, что депутаты его поддержат, хотя понятно, что во втором чтении предстоит серьезное обсуждение. Одновременно полным ходом идет подготовка 21 подзаконного акта, которые дополнят законопроект о Федеральной контрактной системе.

В последний год мы сделали колоссальный шаг вперед, создав огромный рынок закупок. По уровню организации мы оказались впереди многих стран, и наш опыт с интересом изучают коллеги из других государств. В прошлом году объем госзакупок превысил 5 триллионов рублей. Более 200 тысяч заказчиков провели около 2 миллионов тендеров и аукционов. В стране работают десятки тысяч поставщиков товаров и услуг.

В России удалось создать единую экономическую, правовую базу, которая регламентирует проведение госзакупок на всех уровнях власти. В тоже время государству понятны недостатки 94-ФЗ. Он уделяет слишком много внимания описанию закупочных процедур. Их недостаток хорошо известен – это приоритет цены, который, как показала практика, во многих отраслях не является эффективным. Это касается науки, образования, культуры, строительства. Большое количество конкурсов, к сожалению, проходит с одним участником.

Много споров идет вокруг необоснованного снижения цены, поэтому руководством страны было принято решение сделать шаг вперед и подготовить новый закон, который отличался бы от действующего Федерального закона, но взял бы лучший опыт от 94-ФЗ. Так появился законопроект о Федеральной контрактной системе. Он охватывает весь жизненный цикл госконтракта – планирование и прогнозирование, закупочные процедуры, исполнение контракта и оценка результатов.

Принципиальный момент связан с планированием и прогнозированием, которые позволяют понять, что и в каких объемах будет закупаться в рамках Федеральной контрактной системы. Потенциальные поставщики смогут сформулировать свою стратегию, смогут сконцентрировать финансовые средства для участия в конкретном конкурсе. Сегодня такой информации нет, и только в этом году появились первые планы-графики. Все это позволит усилить конкуренцию и увеличить количество участников конкурса. Сейчас среднее количество участников в целом по всем видам процедур – конкурсам и аукционам меньше трех, и это очень мало.

Второй важный момент – профессионализация этой деятельности. Менеджер каждого конкретного проекта должен отвечать за все принимаемые решения – за обоснование закупок, за определение начальной цены, за формирование конкурсной документации, за приемку результатов. Все это будет персонифицировано. Естественно, это потребует серьезной квалификации таких специалистов. Их придется обучать, и это тоже одна из составляющих Федеральной контрактной системы.

Законопроект предполагает введение общественного контроля за ходом проведения госзакупок. Наличие контроля со стороны общества будет очень полезно для Федеральной контрактной системы, и очень важно, когда не со стороны государства, а со стороны общества почувствуется необходимость создания координационного органа общественного контроля.

Предложенный депутатам законопроект существенно расширяет способы закупок. Наряду с известными аукционами и конкурсами появляется конкурс с ограниченным участием, на котором планируется проводить торги на подряды по строительству сложных объектов, по закупке военной техники и проводить конкурсы на заключение контрактов в других областях, где предполагается введение квалификационных требований. Это наличие опыта, финансовых ресурсов, специального оборудования и квалифицированных кадров.

Следующее нововведение – это двухэтапный конкурс. Он будет применяться при определении исполнителя научно-исследовательских работ. На первом этапе предполагается активное взаимодействие заказчика с потенциальными участниками, для того, чтобы уточнить и, возможно, переработать конкурсную документацию. На втором этапе будут рассматриваться конкретные заявки, и потом будет определяться победитель.

Большие дискуссии проходили вокруг введения антидемпинговых мер. Там модель, которая предусмотрена в законопроекте предусматривает возможность снижения цены ниже уровня 25 процентов, но в этом случае потенциальный победитель должен будет предоставить соответствующие документы, подтверждающие компетентность исполнителя. Самая главная новелла – предоставление заключения саморегулируемой организации о возможности выполнения контракта. Этот документ станет весомым аргументом для комиссии.

Кроме того, при снижении цены ниже 25 процентов, автоматическое обеспечение составит 30 процентов стоимости контракта. Это будет банковская гарантия или депозит, а поручительство исключается. Для этого будет установлена единая форма, а уполномоченный правительством орган будет вести реестр банковских гарантий. Это исключит мошенничество в этой сфере, потому что не всегда можно установить – была банковская гарантия или нет. Практика показывает, что заказчики часто не вносят в конкурсную документацию требования об обеспечении. Потом побеждает неквалифицированный исполнитель, и юридически с этой проблемой разбираться довольно сложно. По этой причине законопроект предусматривает отмену нулевой ставки по обеспечению.

Законопроектом предусматривается возможность одностороннего расторжения контракта, причем как по инициативе заказчика, так и по инициативе поставщика. В нем указаны все случаи, когда такое возможно. Это очень важно, потому что сейчас заказчики годами не могут через суд расторгнуть контракт с исполнителем, который не может выполнить свои обязательства.

Вводится система аудита и контроля за всеми этапами контрактной системы. Такую работу будут выполнять контролирующие и надзорные органы на всех уровнях власти. Надзор размещением будет выполнять единый для всех уровней власти федеральный орган, установленный правительством. Все полученные результаты аудита будут отражаться в единой информационной системе.

 

Из выступления на круглом столе Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству о проблемах федеральной контрактной системы. 24 мая 2012.

Подготовил Антон Валинский

 

Читайте нас в Telegram
Просмотров 438