«Меня удивляет жестокость взрослых»
«Меня удивляет жестокость взрослых»
Меня удивляет жестокость взрослых, которые вместо того, чтобы поработать над молодым поколением, готовы его изолировать, дистанцироваться от него и передать в руки не менее жестокому миру. Ни для кого не секрет, что исправительно-трудовая система во все времена, во всех государствах и общественно-экономических формациях – это самая жёсткая и даже жестокая система испытаний. И воспитательно-трудовые колонии отнюдь не те места, откуда на 100 процентов выходят социально адаптированные, цельные нравственные личности.
Меня удивляет жестокость взрослых, которые вместо того, чтобы поработать над молодым поколением, готовы его изолировать, дистанцироваться от него и передать в руки не менее жестокому миру. Ни для кого не секрет, что исправительно-трудовая система во все времена, во всех государствах и общественно-экономических формациях – это самая жёсткая и даже жестокая система испытаний. И воспитательно-трудовые колонии отнюдь не те места, откуда на 100 процентов выходят социально адаптированные, цельные нравственные личности.
Мы должны использовать инструментарий, который сегодня есть. За особо тяжкие преступления: убийства, тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть, кражи, изнасилования – у нас привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет, то есть, с того возраста, когда человек может осмыслить, что он перешёл грань общественно-допустимого явления, совершил зло, горе, несчастье. А по всем остальным составам преступлений человек привлекается к уголовной ответственности с 16 лет.
Если же человек совершил преступление, не достигнув 14 лет, он может быть помещен в школу закрытого типа по решению суда до 3 лет. Это, практически, закрытое учреждение, где есть учителя, воспитатели, право на свидание с родителями на территории школы, есть психологи и есть система перевоспитания. Если молодой человек совершил серьёзный проступок, но не преступление, то он помещается в центр для несовершеннолетних правонарушителей. И в центры временного содержания, и в закрытые спецшколы можно поместить несовершеннолетних только по решению суда.
А вот в отношении родителей, которые не воспитали ребёнка должным образом, не объяснили ему, что хорошо и что плохо, не запретили посещать сайты, на которых размещаются сцены ужаса, убийств, изощрённых издевательств друг над другом, практически ответственности нет. В КоАП есть статья 5.35 – неисполнение родителями или законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. И здесь предусматривается штраф от 100 до 500 рублей. Что такое 100 рублей за то, что родитель не занимался с ребёнком и не сделал из него нормального члена общества? Лучше вообще ничего, чем такая мера. А вот нарушение родителями прав несовершеннолетних, жеcтокость в отношении детей карается штрафом от 2 до 3 тысяч рублей. Это абсолютно не работающие нормы, они не могут исправить взрослого человека, повлиять на него.
Уголовная ответственность родителей предусмотрена только 156-й статьей в том случае, если ненадлежащее воспитание связано с жестокостью в отношении несовершеннолетнего. Речь идет о родителях-алкоголиках, которые, к примеру, выставили ребёнка на мороз на 2 часа или избивали его и так далее. Таким образом, серьезной ответственности за ненадлежащее воспитание детей в нашем законодательстве недостаточно.
К этому добавляется школа, которая работает на принципах практицизма и неравенства детей. Есть дети состоятельных родителей и всех остальных. Это вызывает ожесточение у молодых людей, которые в отличие от детей из обеспеченных семей, не имеют доступа к определённым материальным ценностям. К этому добавляется и отсутствие общественных организаций. Как бы мы ни критиковали пионерские и октябрятские организации, они работали только на одну цель – формирование личности строителя коммунизма. По сути, у строителя коммунизма были те же идеалы, что и в библии – не убий, не укради, не причини другому боль и зло. Вот смысл всего этого.
Сегодня возникает много общественных организаций, которые работают на то, чтобы происходили изменения в формировании личности молодого человека. Например, фонд Андрея Боголюбского, который организует крестные ходы, военно-патриотические лагеря. Там стараются вывести на верхушку пирамиды иные идеалы, нежели жестокость и насилие. Конечно, немаловажна и работа психологов в школах с детьми. Это та же работа с душой, определение места добра и зла, места ребенка в обществе, умение снять негатив. Почему произошла история с двумя девочками, избившими в Калининграде свою одноклассницу? У них уже давно возник конфликт, но родители не разъяснили, как можно было бы его разрешить. Девочки вели себя замкнуто, но никто из взрослых не пришёл на помощь, и даже не попытался просто поговорить и найти другой путь разрешения конфликта. Конечно, психолог мог бы быть полезен в этой среде. Но на них у нас в государстве не хватает материальных средств. А вот на другое хватает – на казино, игорные дома, распространение наркотиков. Очень важно не скупиться на молодое поколение, и использовать весь инструментарий для формирования доброго, красивого, цельного человека.
Подготовила Анна Ткач.