Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Кто летает над городом

Чем провинились беспилотники и почему их нельзя запускать над жилыми кварталами

27.06.2015 18:55

Столичные законодатели собираются запретить беспилотникам появляться в небе Москвы. В Госдуме же предлагают их сначала регистрировать, а уже потом запрещать. Чем провинились модные «мужские игрушки» и почему их нельзя запускать в городе? Кому вообще можно летать над жилыми кварталами? В этом разбиралась «Парламентская газета».

Радиоуправляемый квадрокоптер — небольшая рама с четырьмя пропеллерами по углам — за последний год стал хитом продаж в столице благодаря относительно демократической стоимости. В среднем его цена колеблется от 8 до 14 тысяч рублей, но есть и экземпляры премиум-класса. Они могут подниматься на высоту до двух километров, и обычно их используют для фото- и видеосъёмки, причём не только представители СМИ. В прошлом году одно из столичных кафе даже пыталось приспособить летающие дроны для доставки заказов своим клиентам. 

— Пока дроны были только в руках военных и спецслужб, проблем не было, — рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. — Сейчас они практически везде. Безусловно, как и всё новое, эта область нуждается в нормах регулирования. 

По его словам, законопроект, который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме, впервые вносит в Воздушный кодекс понятие «беспилотное воздушное судно», а также предоставляет Правительству право конт­ролировать их использование. Обязательной госрегистрации подлежит любой дистанционно управляемый аппарат «с максимальной взлётной массой от 30 килограммов и менее». 

Несмотря на расплывчатую формулировку, будущий закон, как обещает депутат, не затронет детские радиоуправляемые вертолётики, которые прекрасно вписываются в установленные рамки. Это будет учтено отдельными нормами регулирования и подзаконными актами Правительства.

Что не запрещено, то разрешено

Однако в безобидность детских игрушек слабо верят те, кто ежедневно разводит по разным воздушным «дорогам», уберегая от столкновений, самолёты и вертолёты. Как сообщили «Парламентской газете» в Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ (ОрВД), развлечение с такой «игрушкой» в районе аэродрома может поставить под угрозу безопасность полётов воздушных судов. 

Кроме того, беспилотные летательные аппараты осложняют управление воздушным движением в районе их использования, поскольку нет прямого контакта между диспетчером и пилотом. «Регулировщикам» приходится, перестраховываясь, закрывать для полётов значительные зоны воздушного пространства. Но это в том случае, конечно, когда владелец дрона получит официальное разрешение на его запуск и известит о предполагаемом маршруте Главный центр единой системы ОрВД. Ведь он может ничего не получать и никого не извещать: беспилотники пока вне правового поля.

У спецслужб есть свои доводы, зачем брать на карандаш и «не пущать» в небо частные дроны. Аппарат с видеокамерой, к примеру, может снять секретный объект или распылить какую-нибудь гадость над городом, да просто упасть кому-нибудь на голову.

К тому же, по словам директора Группы компаний «Беспилотные системы» Максима Шинкевича, серийные образцы квадрокоптеров, которые свободно продаются в магазине, уязвимы для хакеров. Управляют этими беспилотниками с помощью телефона или планшета через специальное приложение, которое для умельцев не составит сложности взломать.

— Может быть, перехватить управление и «угнать» беспилотник у злоумышленника и не получится, но сбить настройки, заставив аппарат бесцельно зависнуть на одном месте, вполне.

Что положено Юпитеру

А кто вообще может летать над столицей? Как рассказали «Парламентской газете» в Гос­корпорации по организации воздушного движения, выше 8100 метров над Москвой с 1 мая 2013 года можно летать всем, но по согласованию с авиадиспетчерскими службами. Ниже — запретная зона, которая используется только в экстренных случаях авиацией МЧС, МВД, ФСБ. Исключение — вертолёты первых лиц государства. За несанкционированное появление в запретной зоне нарушителя могут привлечь к административной ответственности, а в случае серьёзных авиапроисшествий — и к уголовной.

По словам директора Авиационного учебного центра РГУФКСМиТ Александра Солодовникова, высота запретной зоны над каждым населённым пунктом разная. Её выбирают с таким расчётом, чтобы в случае неожиданной поломки на воздушном судне его можно было увести в сторону от жилых кварталов. Для примера: в Санкт-Петербурге высота запретной зоны составляет три километра, а в Новосибирске 450 метров. 

Поэтому мы никогда не увидим над городом ни мотодельтапланы, ни воздушные шары, которые редко забираются выше пяти сотен метров. 

Это же касается вертолётных прогулок над Москвой или Санкт-Петербургом: летать можно только за пределами города и над руслами рек и каналов, что даёт дополнительную уверенность горожанам — на них сверху ничего не упадёт. Кстати, эти правила действуют и за границей. В том же Нью-Йорке частные вертолёты перемещаются только над побережьем Атлантики и Гудзоном.

Виктор Озеров

председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

— В правительственном законопроекте не идёт речь о запрете беспилотников, там лишь определяется порядок их использования и лицензирования. Всё же запуски беспилотных летательных аппаратов не должны оставаться стихийным и неконтролируемым явлением, что мы имеем сегодня.

Предлагают самые разные области применения дронов: от разносчиков пиццы до сферы безопасности. Последнее, думаю, предпочтительнее.

Например, в рамках аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», который сейчас вводится, беспилотники могут принести большую пользу. Один небольшой летательный аппарат с камерой сможет отслеживать автомобильную обстановку, скажем, в центре Москвы или транслировать на мониторы дежурных служб ситуацию по правопорядку и противопожарной обстановке. Уверен, беспилотники принесут пользу нашим городам.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 8951