Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

Лётчики особого назначения. Жизнь - как «лондонский туман»

70 лет Победы | Документальная повесть

11.12.2014 18:32

Перспективы перегоночной операции «Албемарл» выглядели неопределённо. Ждали прибытия с заводов доработанных самолётов и испытания их в Эрроле советскими экипажами.

Для советских лётчиков привычная для англичан неспешная, плановая работа была в тягость. На Родине шла война, где их боевые сослуживцы сражались насмерть с гитлеровцами. Да и связь с родными и близкими была потеряна. Командировка - секретная.

Вынужденное ожидание

В московском архиве хранится письмо одного из лётчиков, не доставленное адресату:

«Дмитрий Степанович, Анатолий Иванович! Мои друзья!

Вот скоро уже год, как я за пределами своей страны, и только 3-4 месяца несколько оправдали это пребывание, а остальное время - как «лондонский туман». Ни цели, ни ясности на перспективу.

Люди живут ответственным и горячим периодом войны, а мы, 50 человек в сомкнутом кругу, духовно питаемся сообщениями по радио. Я скажу вам, что всю глубину обстановки и морального уровня ни за что не понять на словах. В чём дело? Вот вопрос, который провожает меня на сон в 1-2 часа ночи и встречает в 7 часов утра…

Ваш Н (неразборчиво) … 29 ноября 1943 г. Шотландия, Эррол».

К концу декабря поступили три «Албемарла», на очереди были ещё десять. В это же время по трассе АлСиб из Фэрбенкса через Берингов пролив до Красноярска уже шли регулярные поставки по ленд-лизу самолётов С-47. Это был хорошо знакомый советским лётчикам «Дуглас» в его последней модификации, ставший самым распространённым и успешным военно-транспортным самолётом армий стран-союзниц.

На Рождество советские лётчики были приглашены в Офицерское собрание авиабазы Эррол, на праздничном столе перед каждым из них лежало напечатанное на русском языке рождественское меню, украшенное шотландским символом - чертополохом.

14 января начальник ГУ ГВФ Фёдор Астахов направил курирующему авиа­промышленность Георгию Маленкову доклад, в котором дальнейшая перегонка «Албемарла» была признана нецелесообразной.

Домой! На фронт!

В день 26-й годовщины Красной армии вся авиабаза смотрела фильм «Два бойца», а тремя неделями позже советские лётчики по группам отбыли из Эррола в морские порты Ливерпуля, Лондондерри, Инвернесса, Гринока и Турсо. Одну группу доставил через Норвежское и Баренцево море до Мурманска торпедоносец британского Арктического конвоя. Остальные лётчики на английских кораблях прошли Атлантику, Гибралтар и Средиземное море до Александрии и вылетели из Каира советским С-47 во Внуково.

20 апреля в 2 часа 32 минуты по московскому времени пилотируемый лётчиком Полосухиным «Москито» поднялся в воздух с аэродрома Эррол и в 7 часов 52 минуты приземлился в Москве, где его ждала для изучения созданная постановлением ГКО комиссия в составе ведущих советских авиаконструкторов Яковлева, Мясищева, Лавочкина, Ильюшина, Климова.

По прибытии в Москву лётчикам предоставили несколько дней, чтобы увидеться с семьями, и затем они вернулись на фронт. Впереди был ещё год войны.

Авиация Великобритании глазами очевидца

Поставки «Албемарлов» из Англии в Советский Союз были признаны нецелесообразными. Но лётчики прошли полный курс обучения, полностью изучили материально-техническую базу и конструкторские особенности английских транспортных «авиаизвозчиков», провели десятки испытательных полётов. Кроме того, они своими глазами увидели систему функционирования военно-воздушных сил Великобритании. Чему-то и здесь можно было поучиться.

Из докладной записки командира перегоночной авиагруппы Владимира Короткова. 3 мая 1944 года:

«Расположенные на Английских островах воздушные силы представляют сбой солидную мощь. В течение года нашего пребывания в Англии можно было убедиться в том, что английское правительство уделяет большое внимание развитию воздушных сил. Это видно было по тону газет и журналов, из разговоров с офицерским составом ВВС, и особенно ясно это видно из строительства новых аэродромов и усиления старых.

Общий культурный уровень развития личного состава авиации стоит высоко, что обуславливает его хорошую специальную подготовку. Политическое развитие подавляющего большинства слабое. Интерес к этому отсутствует. Моральное состояние и внутренняя дисциплина хорошие. Мы не видели случая, чтобы командиру пришлось повторить своё приказание и настаивать на его выполнении. Отношение командиров к подчинённым вежливое. Резкий тон в приказаниях отсутствует, и само приказание носит характер вежливого обращения. Подчинённый внимательно выслушивает приказание и немедленно его выполняет.

Отношение к работе чрезвычайно серьёзное, работают медленно, методически, без рывков и спешки, обращая внимание на каждую мелочь, в результате чего качество работы, как правило, хорошее».

продолжение следует

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1467