Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Музыка фронта

Энциклопедия Первой мировой

16.10.2014 16:34

«Погибать, так с музыкой!» - теперь уже легендарная фраза, символизирующая мужество и бесстрашие, появилась в народном фольклоре ещё в годы Первой мировой войны. Под военные марши полковых оркестров подразделения российской императорской армии не только проходили на парадах и строевых маршах, но и в дальних переходах и марш-бросках. Довольно часто под музыкальное сопровождение кавалерийские эскадроны и пехота шли в атаки. В то время моральный настрой бойцов на фронте поддерживали 25 оркестровых полков, а военными музыкантами было создано более 100 произведений.

В предвоенные годы в царской армии, согласно уставу военной службы, деятельность штатных оркестров делилась на две составляющие. К первой относилось участие в концертных, культурно-зрелищных и танцевальных мероприятиях, которые проводились в основном для гражданских лиц. Второй - участие в мероприятиях, предусмотренных воинскими уставами и другими нормативными актами, как то парады или похороны офицеров.

Примечательно, что с началом Первой мировой эти функции не были упразднены, более того, к ним добавились новые обязанности. Так, согласно приказу командующего одного из округов, военным оркестрам в обязательном порядке предписывалось встречать «с музыкой воодушевляющей и чувственной» поезда, везущие раненых с фронта. Также полагалось выступать с музыкально-развлекательными программами в госпиталях. Ну, и само собой поддерживать боевой дух бойцов на фронте.

Для выполнения поставленных задач военным музыкантам под роспись (это повышало персональную ответственность музыкантов за сохранность оркестрового инвентаря) выдавались инструменты, за состоянием которых они были обязаны следить. Среди самых известных и распространённых - барабаны, скрипки, гитары, духовые трубы, баяны. Но были и менее известные: лютни (струнные щипковые) и тромбоны (духовые).

Главным музыкальным символом России в военное время можно назвать Государственный гимн Российской империи «Боже, Царя храни», который до Февральской революции 1917 года исполнялся перед началом всех наступлений армии, а также в ознаменование побед в той или иной битве.

Наряду с легендарным гимном Российской империи на разных военных фронтах появлялись и локальные песни. По мнению музыкальных историков, такие композиции рождались в основном после крупных переломных сражений, когда дух и патриотизм народа были на подъёме.

Так, широкую известность получили произведения «По неровным дорогам Галиции» и «Песня добровольцев студенческого батальона». Обе композиции были написаны в районе 1915-х годов и вошли в историю как безымянные.

На Кавказском же фронте воспевалось взятие Трапезунда (23 января - 5 апреля 1916 года), во время которого 3-я турецкая армия потерпела сокрушительное поражение и потеряла контроль над ключевыми позициями Черноморского флота.

Агапкин Василий Иванович, композитор, автор марша «Прощание славянки»

Осиротев в раннем возрасте, был зачислен в оркестр 308-го резервного Царёвского батальона. В годы Первой мировой войны служил штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Вместе с полком принимал участие в боевых действиях. На фронте заболел тифом и был направлен на лечение в Тамбов. За годы Первой мировой придумал более пяти маршей и десяти походных песен. В 1915 году получил звание военного капельмейстера.

Турищев Алексей Сергеевич, музыкант, автор музыки песни-марша «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг».

Воспитанник 12-го Астраханского гренадерского полка в годы войны проходил службу на должности капельмейстера в 177-м Изборском пехотном полку в Пензе. Параллельно с этим вёл урок игры на кларнете в Пензенском музыкальном училище. Впоследствии участвовал в боевых операциях на фронте. Его полк участвовал в Люблинском сражении, в боях под Ивангородом, летом 1915 года - в обороне Холма. Является автором серии фотографий о фронтовом быте российских войск. Эта фотохроника была отмечена наградой Российской академии искусств.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1196