Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Военно-морской флот

Энциклопедия Первой мировой

18.09.2014 17:18

К началу Первой мировой войны в составе Российского императорского флота было девять линкоров, восемь броненосных и 14 лёгких крейсеров, 115 эсминцев и миноносцев, 28 подводных лодок. В том числе в разных стадиях постройки находились ещё 12 дредноутов. Первые шесть (два на Чёрном море и четыре на Балтике) сошли со стапелей в конце 1914 года. По количеству боевых кораблей Российский флот уступал Германии и Англии, а вот по оснащению современным вооружением и выучке личного состава был недосягаем и для противника, и для союзников.

Согласно организационно-штатной структуре военного времени, Российский флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов и двух флотилий - Сибирской и Каспийской. Примечательно, что Сибирская появилась перед началом Первой мировой войны взамен Тихоокеанского флота, на её вооружении находились лишь два крейсера и старые миноносцы. Этот шаг был предпринят царём в связи с вступлением России в союз с Англией, морской ресурс которой при необходимости мог помочь закрыть Восточный фронт.

Само комплектование корабельных команд флотов и флотилий было чисто профессиональным. Служить на флоте призывались имевшие судоводительские звания и звания судовых механиков, а также плававшие на торговых судах матросами, рулевыми и кочегарами. Далее предпочтение отдавалось новобранцам из заводских рабочих, имевших специальности по слесарно-сборочному, токарному, котельному и кузнечному делу, мотористам, электромонтёрам, телеграфистам.

На Балтийском море главными противниками были Россия и Германия. Довольно большое количество британских подводных лодок проплывало через пролив Каттегат для поддержки российского флота. Так как германский флот был численно больше и совершеннее русского, а также из-за возможности легко перебросить кораб­ли из Северного моря в Балтийское через Кильский канал, Российский флот применял оборонительную позиционную стратегию. Наступательные операции ограничивались перехватами русских и британских подлодок конвоев между Швецией и Германией, а также использованием осадных минных заграждений.

На Чёрном море основным противником России была Османская империя. Флотом с основной базой в Севастополе командовали адмирал Эбергард, а с 1916 года адмирал Колчак. Война на этом море началась после того, как флот Османской империи обстрелял несколько русских городов в октябре 1914 года. Самыми совершенными на то время кораблями в турецком флоте были два германских крейсера «Гёбен» и «Бреслау». «Гёбен» был повреждён в нескольких боях, и при появлении превосходящих сил русского Черноморского флота он обычно отступал в Босфор. К концу 1915 года Черноморский флот обеспечил себе практически полный контроль над Чёрным морем.

Он использовался также для поддержки Кавказской армии генерала Юденича. Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехиб-паши сделала попытку отбить город Трабзон от русских. Турки начали продвижение по побережью, однако Черноморский флот своими действиями сумел существенно затормозить их продвижение, обстреляв колонны пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и разбила наступавшие турецкие сухопутные силы.

После того как адмирал Колчак принял командование в июле 1916 года, началось плановое минирование выхода из Босфора и подходов к некоторым портам. Это способствовало установлению контроля над Чёрным морем.

из записной книжки историка

Самой большой потерей Черноморского флота была гибель линкора «Императрица Мария», который взорвался на якорной стоянке в порту 7 (20) октября 1916 года, пробыв в строю всего лишь один год после спуска на воду. Причины взрыва так и не были выяснены, по мнению некоторых историков, он мог быть результатом диверсионного акта, по мнению других — несчастным случаем.

справка

В 1913 году в России сконструировали плавающую мину (П-13). Она удерживалась в подводном состоянии на определённой глубине благодаря действию электрического прибора плавания. П-13 имела электроударный взрыватель, заряд в 100 кг тола и могла держаться на заданной глубине трое суток.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 680