Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

По ОСАГО будут предлагать не деньги, а ремонт. На автосервисе

Правительство разработало законопроект, который может радикально изменить ситуацию в обязательном страховании

29.09.2016 19:45

По ОСАГО будут предлагать не деньги, а ремонт. На автосервисе
Фото Кирилла Кухмаря, ТАСС

В Общественную палату и Центробанк, который курирует страхование в России, поступают тысячи жалоб от автовладельцев. Их не устраивает система выплат по ОСАГО — зачастую компенсация ущерба оказывается меньше стоимости ремонта машины.

В ходе прямой линии с Владимиром Путиным в апреле этого года глава Ассоциации по защите прав страхователей Николай Тюрников предложил заменить денежные выплаты натуральными — чтобы после ДТП автовладелец обращался не в страховую компанию, а непосредственно в автосервис, а страховая компания оплатит ремонт по факту. Президент дал поручение Правительству разработать законопроект до 1 октября. Его выполнили, но в документе есть «подводные камни».

ЦБ разъяснил процедуру получения выплат по ОСАГО
29 сентября, законопроект обсудили  в Общественной палате Российской Федерации. 

Столкновение интересов

«Вопрос стоимости ОСАГО и эффективности защиты страховой компании является для граждан одним из жизненно важных», — считает председатель Комиссии ОП по общественному контролю, экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева. Многие россияне сетуют на то, что вынуждены платить за обязательное страхование слишком большие деньги. При этом не всегда могут рассчитывать на оперативность, когда происходит страховой случай. Этот вопрос неоднократно ставился активистами, а Общероссийский народный фронт высказывался за корректировку законодательства в этой сфере.

По словам Михеевой, речь идёт о столкновении интересов. С одной стороны, владелец транспортного средства хочет получить услугу за минимальную или приемлемую цену. С другой стороны, страховая организация нацелена на максимальную прибыль. Автовладельцам приходится обращаться в суд. Страховщики платят компенсации по требованию суда — например, штрафы за неудовлетворение требований потребителя, неустойки по срокам страховых выплат, оплачивают судебные издержки. В итоге терпят убытки, а ухудшение финансового положения страховщиков негативно сказывается на доступности в отдельных регионах услуг по заключению договоров обязательного страхования.

Минфин предлагает перейти на «натуральные компенсации»

«Ситуация с ОСАГО достаточно критична, и мы принимаем меры, направленные на обеспечение доступности ОСАГО в регионах России», — сказал начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина Дмитрий Никульшин. Были повышены штрафы за навязывание страховщиками дополнительных услуг, за необоснованный отказ оформлять полис. С 1 января вступят в силу нормы закона, которые обяжут всех страховщиков оформлять полис в виде электронного документа. «Но саму причину неблагоприятной экономической ситуации от операций по ОСАГО данные меры не решали», — заключил Никульшин. В соответствии с поручением президента, Минфин предлагает ввести натуральную форму возмещения вреда по ОСАГО. Эта система уже опробована на КАСКО.

Представитель Минфина подчеркнул, что у автовладельца остаётся возможность денежной выплаты по согласованию со страховщиком. Страхователь может выбрать станцию техобслуживания, которая его устраивает. «Требования по территориальной доступности автосервиса, время ожидания в очереди на ремонт, предельные сроки восстановительного ремонта установит Банк России», — пояснил Дмитрий Никульшин. Кроме того, в законопроекте чётко определяются случаи, при которых страховое возмещение осуществляется исключительно в денежной форме — например, если машина не подлежит восстановлению или если стоимость ремонта превышает сумму по договору страхования.

Автолюбители пытаются обмануть страховщиков

Противники законопроекта, которые защищают страховщиков, считают,  что нередко обладатели полисов ОСАГО пытаются обмануть страховые компании. Президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин с этим не согласен. По его словам, страховщики выстраивали стратегию недовыплат, тем самым создав порочную систему в отрасли. Он поддерживает законопроект, отмечая при этом, что в документе есть сомнительные нормы. Например, автовладелец может обратиться только в тот сервис, с которым заключила договор страховая компания. Впрочем, если этот сервис гражданина не устроит, он сможет пересмотреть своё решение и потребовать денежную компенсацию.   

 Банк России, который регулирует рынок страхования, поддерживает инициативу Минфина, для них это идеальная модель, эффективность которой показал рынок КАСКО. «Страховые компании — не враги автовладельцев, — сказал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. — Но от участников финансового рынка приходят тысячи жалоб на автостраховщиков». Он заверил, что рынок ОСАГО будут совершенствоваться. На нём действовало 180 компаний, а сейчас осталось 70. «То есть столько, сколько нужно для эффективной работы автострахования», — сказал он.

А вот финансовый омбудсмен Павел Медведев категорически против законопроекта. «Это нерыночный закон, поэтому дыры в системе автострахования будем штопать до бесконечности», — считает он.

Законопроект будут дорабатывать

Инициатива Минфина будет внесена на рассмотрение Госдумы в ближайшее время. Первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы VI созыва Вячеслав Лысаков рассказал «Парламентской газете», что в законопроекте есть спорные моменты, и он нуждается в доработке. «Если вместо компенсации предложат ремонт, вряд ли депутаты с этим согласятся. В законе надо прописать гарантии страховщика по срокам ремонта и качеству. Ведь могут ремонтировать год, а могут быстро, но кое-как», — сомневается Лысаков. Сейчас РСА допускает на рынок компании, которые занимаются техосмотром. Подобная система должна действовать и на рынок сервиса, который будет осуществлять ремонт в рамках ОСАГО. Депутат уверен, что автосервисы не на бумаге, а на деле должны доказать, что у них есть специалисты и соответствующее оборудование.

По информации Вячеслава Лысакова, Правительство предлагает также ввести штрафные баллы, в соответствии с которыми может увеличиваться стоимость полиса. В этом, по мнению депутата, есть рациональное зерно, особенно если с ОСАГО будут ещё «завязаны» штрафные санкции, предусмотренные КоАП. «Таким образом, — полагает он,- стоимость полиса для злостных нарушителей ПДД можно будет увеличить не в 2-3 раза, а в 10 раз и выше». Парламентарий поддерживает предложение Правительства не ставить стоимость полиса в зависимость от мощности автомобиля. «Это совершенно правильный подход, потому что подобная зависимость, как и с транспортным налогом,  абсолютно необъяснима», — сказал Лысаков.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 6432