Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Богатым регионам предлагают «поделиться» прибылью

На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обсудили вопросы межбюджетных отношений

04.07.2016 18:23

За десять лет количество полномочий, делегированных регионам с федерального уровня, увеличилось с 11 до 117. Чаще всего новые обязательства передаются без финансового обеспечения. В итоге регионы и муниципалитеты всё больше погружаются в долговую яму — их совокупный долг уже вырос до 2,4 триллиона рублей. Как исправить ситуацию, обсуждали на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Полномочия зафиксируют в реестре

Всего в России около 600 государственных обязательств на разных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Многие полномочия дублируют друг друга. Эксперты уже давно говорят о необходимости инвентаризации гособязательств. В ноябре прошлого года была создана правительственная комиссия по инвентаризации полномочий под руководством вице-премьера Дмитрия Козака. По итогам работы комиссии будет создан реестр полномочий с расчётом расходов на их выполнение. Глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин пояснил, что Минфин направил руководителям регионов запросы о фактически сложившихся затратах, и регионы уже представили полный перечень расходов. Федеральный реестр публичных обязательств государства, где будут очерчены полномочия всех уровней, будет доступен каждому россиянину. «Станет проще принимать законодательные решения по закреплению источников финансирования, и тогда, возможно, произойдёт изменение источников пополнения бюджета», — сказал Сергей Рябухин. Последняя инвентаризация полномочий проводилась в 2004 году. Тогда делегированных обязательств было 11, а сейчас их 117.

Аудитор Счётной палаты Юрий Росляк считает, что главное не долг и дефицит бюджета, а причина их возникновения. «Закон о стратегическом планировании пока не запущен как механизм реализации целей и программ по межбюджетному планированию, — сказал аудитор. — Полномочия исполняют только в пределах тех средств, которые позволяют найти в бюджете». Реестр расходных обязательств с оценкой стоимости полномочий и реальных расходов на эти цели поможет понять, в каком состоянии находится бюджетная система на региональном и муниципальном уровнях. «Это позволит распределять средства эффективно, а не методом ручного управления — кто первый добежал, тому и дали денег», — сказал Юрий Росляк. Председатель законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин согласился, что уже давно назрела необходимость корректировки бюджетной политики. С 2011 по 2015 год закон о межбюджетных отношениях Тверской области корректировался не менее 10 раз. «Множество полномочий передаётся без соответствующего финансирования, — подчеркнул Епишин. — Между тем от совершенствования системы межбюджетных отношений зависит самостоятельное развитие регионов».

В 53 регионах дефицит

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров сообщил, что доходы по сравнению с 2015 годом понизились в 46 регионах, и это в основном связано с уменьшением налога на прибыль. Среди проблемных территорий — Хакасия, Алтай, Астраханская область, Ненецкий автономный округ. В прошлом году было 49 регионов с дефицитным бюджетом, а в этом уже 53. Несмотря на то что общий долг регионов уменьшился на 3 процента, он по-прежнему очень велик. А в Мордовии, Карелии, Хакасии госдолг равен 100 процентам от бюджета. Положительно лишь то, что структура долга изменилась — снижены издержки на его обслуживание, так как часть коммерческих кредитов удалось заменить государственными. Но в 2017-2018 годах нужны новые механизмы бюджетной политики, уверен Владимир Петров. «Регионам нужна самостоятельность, но пока они входят всё в большую зависимость от федерального Центра», — сказал сенатор. Сенатор подчеркнул, что ситуацию надо спасать не за счёт списания долгов регионам.

Налоговые льготы постепенно отменят

В ближайшее время Правительство будет рассматривать основные параметры бюджета. Расходная часть меняться не будет — на три года запланировано 15 триллионов 800 миллиардов рублей.

Заместитель министра финансов Леонид Горнин заверил, что в структуре расходной части не будет сокращаться финансирование ОПК, пенсионных расходов, не уменьшатся дотации на сбалансированность субъектов Федерации. Но и увеличены они не будут. Так что Минфин предлагает другие меры по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов

Например, срок действия бюджетных кредитов могут продлить до 5 лет. Сейчас кредиты дают сроком на 1 год. Кроме того, Минфин считает нужным скорректировать объём межбюджетных трансфертов регионам, сократив финансирование ряда направлений в пользу дотаций на сбалансированность. По словам Леонида Горнина, такое решение увеличит ответственность губернаторов и повысит самостоятельность субъектов Федерации.

До 1 сентября Минфин планирует внести проекты законов по 4 направлениям налоговой политики. Один из них направлен на поэтапную — в течение 5 лет — отмену принятых решений по налоговым льготам. Ещё одно предложение касается налога на прибыль. «Это одна из причин дифференциации в социально-экономическом положении регионов», — сказал Леонид Горнин. Минфин предлагает поэтапно перевести поступления от этого налога на федеральный уровень с последующим целевым распределением в субъекты Федерации. Таким образом, министерство собирается за счёт богатых регионов сократить разрыв между успешными и дотационными регионами. «Другого варианта я не вижу», — подытожил замминистра. По его словам, до 2020 года вряд ли найдутся дополнительные средства для поддержки территорий — можно только поделиться и перераспределить доходы.

«Речь идёт не о том, чтобы отобрать у богатых и дать бедным, а о том, чтобы справедливо распределить средства», — пояснил Владимир Петров. Важно стимулировать регионы самостоятельно зарабатывать деньги. Он заверил, что налоги повышаться не будут — поставлена задача увеличить их собираемость и обеспечить такое администрирование, чтобы налоги платили все. Что касается налоговых льгот, часть из них не является эффективными. Все налогоплательщики должны находиться в равных условиях, этот принцип должен работать «повсеместно и безо всяких исключений».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1542