Теракт в «Крокус Сити Холле»

16:00Четверых фигурантов дела о теракте в «Крокусе» внесли в перечень террористов

14:48Джабаров считает, что попытка США скрыть угрозу теракта делает их соучастниками

13:56Арестованный по делу о теракте в «Крокусе» обжаловал решение суда

За выход из кризиса заплатят бедные

Минэкономразвития предлагает ограничить рост зарплаты и заморозить индексацию пенсий

10.05.2016 13:41

Министерство экономического развития России опубликовало на своём сайте скорректированный вариант проекта «сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Причём в трёх вариантах в зависимости от цены нефти — базовом, консервативном и целевом. Базовый вариант (40 долларов за баррель отечественной смеси Юралс) предполагают использовать, рассчитывая бюджет 2017 года.

Цель — уменьшить потребительский спрос

Общее во всех трёх вариантах — выходить из экономического кризиса предполагается за счёт населения. Финансовые ресурсы для решения текущих и стратегических задач намечено получить, как изящно сказано в тексте проекта, используя «сдержанную динамику потребительского спроса» и «умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса». В переводе на доступный большинству язык это означает, что будет ограничен рост зарплаты сравнительно с инфляцией, а индексацию пенсий и пособий либо заморозят, либо проведут частично. Следствием таких шагов станет уменьшение инфляции до 6,5 процента в 2016 году и до 4 процентов к 2019 году.

  Заметим, однако, что снижение инфляции будет обусловлено не тем, что вырастет материальное производство и будет повышено товарное обеспечение рубля. Люди в силу падения доходов станут покупать товаров меньше числом и дешевле стоимостью, ограничивая тем самым рост цен. Товарооборот, по расчётам Минэкономразвития, упадёт в 2016 году на 10 процентов при трёхпроцентном падении реальных доходов населения и  сокращения потребительского спроса на 2,1 процента. 

Не забыты и пенсионеры: в 2016 году реальный размер пенсий уменьшится на 4,8 процента и на 2 процента — в 2017 году. Правда, из документа неясно, как намерено государство ограничивать доходы населения, занятого в негосударственной сфере, лишь упомянуто, что «темпы роста реальной заработной платы  в  частном секторе будут ограничены динамикой производительности труда», что абсолютно непонятно.

Что же в итоге? Число бедных  возрастёт с 13,1 процента в 2015 году до 13,7  процента к 2018 году. Правда, затем в 2019 году  Минэкономразвития обещает, что и реальные доходы, и число бедных вернутся к уровню 2015 года, но таких откатов в российской практике пока не зафиксировано.

По пути Северной Кореи

Вообще-то логично предполагать, что экономическое развитие, за которое отвечает министр Улюкаев, имеет целью сокращать, а не увеличивать количество неимущих. Видимо, монетаристская концепция в российском варианте в этом отношении оригинальна. Так зачем планировать снижение жизненного уровня, наращивая количество бедных? Как следует из документа Минэкономразвития, цель благая — найти источники инвестиций для структурной перестройки экономики в условиях, когда доступ на западные финансовые рынки блокирован санкциями. Рост инвестиций в соответствии с прогнозом министерства будет возрастать опережающими темпами с 3,8 процента в 2017 до 7,1 процента в 2019 году, достигнув уровня 24,1 процента ВВП. Разумеется, будут использованы и корпоративные прибыли (непонятно только, каких конкретно корпораций), которые вырастут, как полагают в Минэкономразвития, на 12 процентов в 2018 году, но простые расчёты показывают, что корпоративных средств — а они суть те же доходы населения, а не, скажем, персонально олигархов — явно недостаточно, чтобы реализовать структурную перестройку экономики.

И в истории, и в современности можно найти примеры, когда по причине нехватки денег на строительство новых заводов и фабрик, приходилось минимизировать доходы граждан. Например, сталинский ГУЛАГ, где использовался фактически бесплатный труд заключённых в условиях финансовой блокады Запада, стал источником развития промышленности Советского Союза. Или современная КНДР — там, используя терминологию Минэкономразвития, государство «умеренно увеличивает социальные обязательства», поддерживая жизненный уровень и доходы населения на минимальном уровне, что даёт возможность довольно успешно сооружать промышленные мощности, добиваться рекордных урожаев (2014 год) и содержать 2-миллионную армию. Кстати, там же нулевая инфляция. Но у нас-то демократия и рынок, зачем ориентироваться на диктаторский опыт?

Да и то сказать — можно было бы согласиться с планами Минэкономразвития, если была бы уверенность в том, что деньги, отнятые у населения, пойдут действительно на развитие и модернизацию промышленности и села. Но те же министерские специалисты напланировали так, что,  по отчётам Счётной палаты России, четыре триллиона инвестиционных рублей оказались практически выброшенными на ветер в долгостроях и недостроях. Где гарантия, что подобное не повторится и в будущем, и не только со средствами населения, но и с корпоративными доходами? Внушает оптимизм лишь одно: планы и прогнозы Минэкономразвития, как показывает опыт последних нескольких лет, имеют особенность не сбываться. Так что можно расценивать упомянутый проект как пробу пера и приглашение к дискуссии на осенней сессии Федерального Собрания, когда будут рассмотрены проекты федерального бюджета на 2017 год.

  

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3655