Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Педагогам и учащимся предложат жить по новым правилам

В Госдуму внесён альтернативный законопроект об образовании

05.05.2016 16:26

Педагогам и учащимся предложат жить по новым правилам
Фото Мити Алешковского/ТАСС

Представители КПРФ внесли в Госдуму законопроект «Об образовании для всех». Как пояснил «Парламентской газете» один из авторов документа, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, разработанные нормы предполагают принципиально иной курс образовательной политики в стране.

«Этот курс отличается по всем основным системным проблемам российского образования, — рассказал депутат. — К примеру, если в настоящее время в реальных деньгах бюджет на образование уменьшается, то мы предлагаем его поэтапно, в течение пяти лет увеличивать до 7 процентов от ВВП — при меньших затратах ни одна страна модернизации ещё не совершила».

Избавиться от бюрократизации

По словам депутата, отсюда вытекают положения, связанные со статусом педагогических работников. «Мы предлагаем то же самое, что написано в указах президента об увеличении зарплат учителям и преподавателям, но с одной оговоркой: если в настоящее время эти указы исполняются путём увеличения нагрузки, то мы считаем необходимым поднимать оплату именно одной ставки, а не вынуждать учителей работать на полторы-две ставки, — сказал Олег Смолин. — Кроме того, мы предлагаем не только не отменять половину стипендий, как предлагает Правительство, а поднимать социальные стипендии до прожиточного минимума, а академические стипендии — до 80 процентов от прожиточного минимума, как это было в советский период». Парламентарий уверен в том, что курс нынешний образовательной политики, — это курс на её бюрократизацию. Вместо детей и студентов — показатели, отчёты, цифры. «Российский педагог — рекордсмен в мире по количеству времени, которое затрачивается на оформление бумаг и других бессмысленных процедур. По данным Комитета Госдумы по образованию, каждое учебное заведение каждый год готовит 300 отчётов по 12 тысячам показателей», — подчеркнул депутат. По мнению представителей КПРФ, необходимо провести серьёзную дебюрократизацию всей отрасли, в частности, запретить чиновникам запрашивать у школ, детсадов и вузов информацию, которая и так находится на сайтах образовательных учреждений.

Отдельный вопрос — это ликвидация и оптимизация вузов. «Правительство утвердило программу, по которой предполагается в ближайшее время ликвидировать 40 процентов вузов России и 80 процентов филиалов, — напомнил Олег Смолин. — Мы предлагаем запретить ликвидацию или реорганизацию государственного вуза без согласия Госдумы. Кстати, это норма уже пять лет в России действовала. Мы предлагаем запретить ликвидацию регионального колледжа без согласия законодательного собрания региона».

Больше внимания представители фракции предлагают уделять и процессу воспитания. По официальным данным, наркотики употребляют 8,5 миллиона граждан России, из них — 3 миллиона на регулярной основе, сказал депутат. По данным МВД, в стране от 150 тысяч до 450 тысяч несовершеннолетних проституток. «Мы считаем, что в этой ситуации виноваты не только школы и вузы, и предлагаем создать в России общедоступный государственный образовательный канал, а также поддерживать государственными грантами и налоговыми льготами все каналы, которые будут вести просветительские программы», — сказал Олег Смолин. Кроме того, депутаты выступили с инициативой на постоянной основе выплачивать надбавки тем, кто регулярно занимается воспитательной работой, в частности, классным руководителям и кураторам групп и колледжах и вузах.

А деньги где?

По словам Олега Смолина, коммунисты будут добиваться того, чтобы законопроект был рассмотрен уже в весеннюю сессию. В то же время у многих экспертов имеются к документу серьёзные замечания. В частности, в официальном отзыве Правительства указано на то, что «ряд положений документа носит декларативный характер и не раскрывает механизма реализации предлагаемых изменений», а при расчёте потребности в дополнительном финансировании использовались «утратившие актуальность статистические данные».«Этот законопроект действительно больше похож на популистское заявление, типа манифеста, но никак не серьёзный документ, который сбалансирован по ресурсам, правам и обязанностям. В нём нет никакого финансового обоснования, при том что документ предполагает очень серьёзное расширение расходных обязательств, — отметила директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина. - Это касается и дошкольного образования, и дополнительного образования, и высшего образования. Вопрос в том, где взять средства на предлагаемые изменения — это что, будут новые налоги на бизнес или новые налоги на население? Очевидно же, что в тех рамках, в которых мы существуем сегодня, найти лишние деньги довольно сложно».

Тревожит эксперта и заложенный в законопроекте механизм регулирования имущественных отношений. «Документ предоставляет директорам и ректорам удивительно широкие полномочия по раcпоряжению государственной и муниципальной собственностью, вплоть до её продажи, — пояснила Ирина Абанкина. — Фактически в нём заложен механизм некоммерческой приватизации».

Сравнение законопроекта «Об образовании — для всех» с действующим законом «Об образовании»

Линии сравнения

Действующий закон «Об образовании»

Законопроект «Об образовании для всех»

Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование.

Нормы отсутствуют.

Не менее 7% от объёма ВВП в РФ.

Финансовые гарантии бесплатного высшего образования.

За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет.

За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения.

Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений

Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ.

Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества учащихся, а остальные средства — по подушевому принципу.

Налогообложение образовательных организаций.

Нормы отсутствуют.

В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в т.ч. негосударственном), учреждение освобождается от всех налогов и платежей.

Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях.

Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося.

Размер социальной стипендии студентов ссузов.

Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 730 рублей в месяц).

Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей).

Размер социальной стипендии студентов вузов.

Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 2010 рублей).

Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей).

Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях.

Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время это 1340 рублей в месяц).

Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года около 8350 рублей).

Плата за общежитие.

Может ограничиваться учредителем.

Не может превышать пяти процентов минимального размера академической стипендии.

Уровень зарплаты школьных учителей.

Средняя заработная плата учителей устанавливается не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.

Средняя ставка учителей не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.

Размер минимальной ставки преподавателей вузов.

Нормы отсутствуют.

Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3489