Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Как помочь малой авиации

Полномочия по содержанию и развитию сети посадочных площадок хотят передать регионам

13.04.2016 19:31

Как помочь малой авиации
Фото Кирилла Кухмаря, ТАСС

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит властям регионов эффективнее привлекать малую авиацию к решению транспортных потребностей россиян. Для нужд перевозчиков будут строиться посадочные площадки, которые помогут небольшим самолётам и вертолётам добираться в самые отдалённые посёлки страны. По мнению разработчиков документа, оборудование спецплощадок обойдётся дешевле строительства новых аэропортов и дорог.

Автор законопроекта, депутат от Приморского края Виктор Пинский уверен, что от этого решения зависят судьбы людей, живущих в отдалённых районах, они смогут чаще видеть родных и заниматься бизнесом. Но сейчас у регионов нет возможности регулировать работу посадочных площадок, выделять деньги на их оборудование. По его словам, тем, кто это всё же делал, приходилось выкручиваться, чтобы не поссориться с законом. В других регионах полевая авиационная инфраструктура благополучно хирела и приходила в негодность.

Посадку давай!

Считается, что к малой авиации относятся самолёты вместимостью не более 50 пассажиров. Они значительно легче и меньше дальнемагистральных авиалайнеров, а потому неприхотливы в требованиях к взлётно-посадочным полосам. Им вполне подойдёт для взлёта или посадки любой ровный участок земли длиной — от 800 до 1800 метров.

В начале 1980-х годов в СССР насчитывалось около трёх с половиной тысяч гражданских аэродромов. Ещё больше было посадочных площадок, где спокойно мог приземлиться «кукурузник» для дозаправки или высадки пассажиров. Чуть ли не у каждого колхоза был свой «полевой аэродром», с которого производились авиахимработы.

Сегодня в Госреестре числятся всего 254 аэродрома, 5 вертодромов и чуть более 2000 посадочных площадок. Остальные безвозвратно потеряны: застроены или давно поглощены тайгой. При этом значительная часть утраченной инфраструктуры обслуживала внутренние авиалинии.

Согласно «Стратегии развития авиационной инфраструктуры РФ», к 2030 году в стране должны быть восстановлены более 500 аэропортов. На эти цели уже потрачено 176 миллиардов казённых рублей. Строительство и обслуживание посадочных площадок собираются возложить на регионы.

На первый взгляд затраты на оборудование грунтовой площадки небольшие, но её надо постоянно держать в готовности. Чтобы там обязательно были источник питания, ГСМ, расчищенные подъездные пути.

- Бесспорно, в отдалённых регионах существует транспортная проблема, но готовы ли власти для её решения к дополнительной финансовой нагрузке? — задаётся вопросом первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов. - Тем более, когда мы знаем, что задолженность региональных бюджетов и так уже составляет 2 триллиона 400 миллиардов рублей.

Исключение из правил

Тюменское межтерриториальное управление воздушного транспорта осуществляет госрегулирование в вопросах авиадеятельности на территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Общая зона ответственности 1,5 миллиона квадратных километров. От южной точки Тюменской области до острова Белый Ямало-Ненецкого АО около 2200 километров. Поэтому Тюмень всегда была авиационным краем, по-другому осваивать нефтегазовые месторождения по бездорожью не было возможности. Вертолёт-тяжёловоз Ми-26, к примеру, создавали специально для транспортировки многотонных буровых вышек.

Во времена Советского Союза здесь было самое большое в стране управление воздушным транспортом, на которое приходилось более четверти всех применений авиации в народном хозяйстве. В сутки в тюменском небе вместе с транзитом находилось более 900 воздушных судов.

- Традиции удалось сохранить и не дать всё разломать, — прокомментировал «Парламентской газете» современное состояние региональной авиации заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Пономарёв.

Сегодня на территории Тюменского региона работают 410 вертолётов и 115 самолётов. Такого нет ни в одном субъекте. Проблем с нехваткой аэродромов или посадочных площадок здесь тоже нет, отмечает сенатор. И это при том, что федеральный центр не сильно помогает нефтегазоносному региону в этом вопросе.

- Недавно региональные власти выделили 100 миллионов рублей на проект реконструкции одной из двух взлётно-посадочных полос в аэропорту Тюмени, — пояснил Михаил Пономарёв. — Всего на территории области и автономных округов 16 взлётно-посадочных полос с искусственным покрытием, которые могут принимать даже большие дальнемагистральные самолёты. При этом новые аэропорты Бованенково и Сабетта были построены исключительно на средства газовиков.

На внутренних маршрутах задействованы вертолёты Ми-6, Ми-26, Ми-8, Еврокоптеры, самолёты АТR72, CRJ, Боинги, Ан-24, и даже Ан-2. Ветеран летает из Тобольска в район Заболотья, что в 200-300 километрах от него. Сохранившиеся грунтовые посадочные площадки позволяют жителем труднодоступных населённых пунктов не оставаться без связи  с Большой землёй на время распутицы и в летний период.

- Сейчас их количество уменьшилось, но ведь и ситуация с дорогами значительно улучшилась, — заметил сенатор. — Думаю, субъект сам, исходя из экономических соображений, определит, нужны ему дополнительные посадочные площадки или нет?

Не с того начали

Просто передать их в ведение регионов мало, нужна целая программа по развитию малой авиации, убеждён директор Авиационного учебного центра РГУФКСМиТ Александр Солодников.

- Строить новые площадки нет необходимости, так как малой авиации у нас фактически нет, — рассказал эксперт «Парламентской газете». - Это будет некорректное использование бюджетных средств.

Затянувшийся кризис авиапрома привёл к тому, что восполнить быстро стареющий парк авиатехники отечественная промышленность не в состоянии.

По разным данным, в среднем за год у нас списывается около трёх десятков лёгких самолётов, в основном это Ан-24, Ан-26 и Як-40. Недавно, выступая на «правительственном часе» в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Рогозин даже заявил о томчто для сохранения авиапарка, действующего в Арктической зоне России, было принято решение продлить жизнь старенькому Ан-2, произведя на нём замену двигателя.

Вице-премьер объявил, что в этом году начнутся опытно-конструкторские работы по семейству новых лёгких многоцелевых самолётов с пассажировместимостью до 19 человек. Однако в отрасль они придут не ранее 2020 года.

На год раньше у нас может появиться машина, которая заменит устаревшие Ан-24, Ан-26, Ан-72, которые безальтернативны для регионов Крайнего Севера. Эти самолёты способны садиться даже на лёд. Модернизированный турбовинтовой Ил-114, рассчитанный на 64 пассажира, будут собирать на базе нижегородского завода «Сокол».

Но это всё в будущем. Пока же мы летаем на иностранных лёгких самолётах и вертолётах, да и тех мало.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3517