Вопрос недели: надо ли запретить коллекторов?
В парламенте намерены принять в ускоренном порядке законопроект о том, что можно и что нельзя делать при взыскании долгов. Мы поинтересовались у депутатов и сенаторов, нуждается ли, на их взгляд, коллектинг в полном запрете?
Сергей Собко
председатель Комитета Госдумы по промышленности, фракция КПРФ:
- Однозначно нужно. Люди иногда ведут себя неадекватно, потому что попадают в сложную кризисную ситуацию. И ради того, чтобы сегодня получить свои 10 тысяч рублей, они, не глядя, подписываются под документами, которые их потом делают рабами. Думаю, что задача государства - бороться с теми прохиндеями, которые на этом, как плесень, вырастают и добавляют ещё проблем, которых и без них хватает. Считаю, надо запретить деятельность коллекторов. Если банки зарабатывают на кредитах, они должны настроить свои кредитные комитеты так, чтобы прорабатывать документы более взвешенно. Но издеваться над людьми никому не позволено.
Николай Харитонов
председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ:
- Да это просто начало 90-х годов, какой-то бандитский разгул беспредельный! Даже в случае, если коллекторы законные, они обязательно будут под любым предлогом вплоть до угрозы жизни и здоровью вышибать долги. Безусловно, надо их отменить! Есть цивилизованные нормы возврата долгов, существуют прокуратура, арбитражный суд, следственные органы.
Ярослав Нилов
председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР:
- Мы внесли законопроект о запрете коллекторской деятельности. И мы, конечно же, настаиваем на позиции, что их деятельность надо запретить немедленно. Вопрос стоит остро: людей «подсадили» на различные потребительские кредиты, в том числе агрессивной навязчивой рекламой - даже по почте рассылали карточки. Считаю, что надо на год ввести мораторий на деятельность коллекторских структур, а дальше принимать базовый закон, который бы установил их права и обязанности, санкции за нарушение принятых норм.
Степан Киричук
первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
- Конечно, надо запретить. Эти люди ничего не производят: не добывают полезных ископаемых, не вспахивают землю, они не работники искусства. Коллекторы - ненужная структура, и рассуждать тут нечего! Я бы запретил их, окончательно и навсегда.
Николай Власенко
член Комитета Совета Федерации по экономической политике:
Коллекторы - это один из способов кредиторов вернуть долги. А если убрать этот институт, то получится, что и долги возвращать не нужно? Однако необходим жёсткий контроль за коллекторской деятельностью в рамках права. Если мы вообще перестанем воздействовать на должника, то получается, что будет спровоцирован повальный невозврат кредитов, а вся банковская система может обрушиться. Если люди не хотят иметь дело с коллекторами, а вернуть долги не могут, то надо договариваться с банком.
Валерий Трапезников
член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
- Я поддерживаю председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко: коллекторские агентства надо запретить. Не понимаю, для чего создали этот институт. Несколько лет назад со мной был случай: я находился в Москве и не мог какое-то время заплатить штраф, который мне выписали в Перми. Как меня достали коллекторы: из-за 1600 рублей они мне звонили по ночам. Я им объяснял, что как только приеду в регион - заплачу. Но они всё равно продолжали звонить. А уж когда в окна бросают бутылки с зажигательной смесью, то это вообще беспредел. Коллекторские агентства не нужны. Есть судебные приставы, можно дать им больше прав.
Олег Нилов
член Комитета Госдумы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:
- Нужно защитить миллионы граждан России, которые сегодня попали в кредитную кабалу. Но первопричина издевательств коллекторов - деятельность микрофинансовых организаций, которые всякими уловками, пользуясь безвыходным положением многих граждан, завлекают их и превращают в рабов. Большинство из них уже не имеют физической возможности расплатиться по таким долгам никогда. На время кризиса, считаю, что деятельность микрофинансовых организаций недопустима. И конечно же, я за то, чтобы запретить деятельность этих «вышибал», которых нанимают ростовщики.
Андрей Соболев
член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
- Коллекторскую деятельность надо сворачивать или хотя бы ограничить жёсткими рамками. Процедура посредничества при взимании долгов несёт в себе опасность злоупотребления и неверного толкования законов, которые предусматривают верховенство судебной власти. Поэтому воздействовать на должников при помощи каких-то агентств - это, по сути, признавать несовершенство наших судебных процедур.
Константин Толкачёв
председатель Государственного собрания Башкортостана:
- Необходимо законодательно определить уполномоченный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью коллекторских организаций. В нашей стране достаточно развито государственное правоохранительное сообщество, которое уже осуществляет те же функции, что и коллекторы, причем действует исключительно в рамках законодательства без применения альтернативных методов взыскания долгов, оказания психологического или физического давления. Правоохранительные органы вполне способны обеспечить исполнение судебных решений и защиту законных интересов всех участников имущественных правоотношений.
Вячеслав Аксёнов
депутат Законодательного собрания Севастополя:
- Сама по себе работа коллекторских служб необходима, но она должна быть более четкой и организованной. Нужен серьезный контроль со стороны Центробанка либо других специальных федеральных структур, таких, например, как Агентство страхования вкладов или фонд защиты вкладчиков, который функционирует в Крыму и контролирует возвраты кредитов украинских банков. Аналогичный механизм должен быть предусмотрен на территории всего государства.
Коллекторские организации должны быть обязательно зарегистрированы и сертифицированы. В случае нарушения законодательства каждый сотрудник должен нести ответственность за свою деятельность, в результате чего фирма должна лишаться права заниматься этим бизнесом.