Вопрос недели: почему авиабилеты дорогие?
В конце прошлой недели начался курортный сезон. Как следствие, снова начали расти цена на авиабилеты. Для сравнения: билет туда-обратно эконом-класса в Симферополь неделю назад стоил около 40 тысяч рублей — примерно во столько же обойдётся билет до Каира и обратно, а пролететь по маршруту Москва-Рим-Москва будет стоить в среднем 18 тысяч рублей, до Стамбула и обратно — 16 тысяч, до Мадрида и назад — в среднем до 30 тысяч рублей. Не менее высокие и цены на билеты внутри России. О том из чего формируется стоимость внутренних и зарубежных авиаперевозок и может ли быть билет на самолет дешевле рассуждают депутаты и сенаторы.
Вопрос недели: почему авиабилеты дорогие?
Евгений Коротков, председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Вологодской области:
- В вопросе доступности для людей внутренних авиалиний должна быть выстроена четкая государственная политика. Ведь на этом заработать сложно. Но вопрос социальный — люди должны иметь возможность быстро перемещаться и внутри своих регионов и между субъектами, а обеспечить это должно государство. Это должна быть именно государственная политика и программа поддержки этой сферы.
Ольга Макиенко, заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
- Я полагаю, что вопрос этот надо задать представителям авиационных компаний. Они высоки по всему Дальнему Востоку, но в нашей республике они еще выше. Сказывается отдаленность территории, невысокая плотность населения, непростые условия с завозом топлива, содержанием авиапортов и так далее.
Несмотря на то, что в последнее время стоимость авиаперевозок несколько снизилась, в частности в Якутии, куда пришли крупные авиаперевозчики, тем не менее, вопрос с высокими тарифами остается в силе. При этом в наиболее невыгодном положении оказывается социально незащищенные либо слабозащищенные категории граждан. И тут важную роль играет субсидирование авиаперевозок. То, что предпринято на уровне Российской Федерации, когда молодые люди, пенсионеры имеют возможность приобрести авиабилеты по льготным ценам, ни в коем случае нельзя сворачивать. Тоже можно сказать и о субсидировании перевозок внутри республики. Наша территория обширна, а транспортная составляющая желает быть лучше. В некоторые регионы в межсезонье можно добраться только воздушным транспортом. Полагаю, что программы субсидирования на авиаперевозки должны оставаться, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Николай Разворотнев, член комитета Госдумы по образованию, фракция КПРФ:
- Сегодня на первом плане бизнес, вот в этом мы и проигрываем. Если посмотреть на ситуацию с экономической точки зрения, то сегодня у нас на рынке иностранные самолеты и летчики, а летают же в основном россияне. Отсюда во многом и вырисовывается такая ценовая политика. Считаю, что из сложившейся ситуации есть выход: строить больше отечественного, привлекать наши кадры. Другими словами, поддерживать отечественного производителя.
Олег Валенчук, член Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, фракция «Единая Россия»:
- Бизнес, который занимается пассажирскими авиаперевозками, просто обнаглел. Их никто не останавливает, и они делают что хотят. Сегодня купить билет до Мюнхена стоит 100 евро, а билет до Сочи 500 евро. Это смешно. Тем самым мы уничтожаем наш туризм. Надо выстроить жёсткие, чёткие и прозрачные правила игры для авиакомпаний и ограничить их фиксированными тарифами.
Евгений Самойлов, Член Комитета Совета Федерации по социальной политике:
- Полагаю, что основная причина дороговизны авиабилетов внутри страны — низкая конкуренция. Я знаю случаи, когда в городах, находящихся примерно на равном расстоянии от Москвы, цена билета до столицы может отличаться вдвое. При этом, если начинаешь разбираться почему так, картина всегда одинаковая: там, где цена перелета задрана, работает только одна авиакомпания. Понятно, что есть еще масса других факторов, о которых говорят авиаторы, но мы же видим: как только на каком-то направлении появляется дополнительный перевозчик, стоимость корректируется вниз. В общем-то это нормальная рыночная ситуация, поэтому, мне кажется, самый эффективный путь решения проблемы — не обвинять компании в стяжательстве и закручивать административные гайки, а поощрять появление в этой сфере новых игроков, всячески им содействовать.
Михаил Заполев, член комитета Госдумы по международным делам, фракция КПРФ:
- Кому-то нужен просто хороший навар в карман. Стоимость реальной услуги намного ниже, чем за нее выставляют. Все люди помнят сколько стоили билеты в СССР. А тогда что самолеты были какие-то другие? Да, сейчас стоимость топлива выросла, но явно не на столько, чтоб брать с людей за авиауслуги такие деньги.
Вадим Деньгин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция ЛДПР:
- Авиакомпании выжимают деньги с потребителей, объясняя это повышением цен на топливо, и так далее. На мой взгляд, нужно разбираться с авиакомпаниями и существенно снижать цены на билеты. Особенно это касается перелётов внутри страны: сегодня летать по России дороже, чем поехать в Европу. Теперь у нас появился Крым, так что нужно снижать стоимость билетов, чтобы люди отдыхали в России. Авиаперелёты должны быть доступны всем жителям нашей страны. Считаю, что нужно обсудить с ФАС, как создать определённую планку — чтобы билеты экономкласса не были дороже определённого уровня.
Николай Панков, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, фракция «Единая Россия»:
- Цены на авиабилеты возмущают всех. По территории России зачастую дешевле летать иностранными авиарейсами, чем российскими. Государство должно уделять больше внимания контролю за ценообразованием на горюче-смазочные материалы, на электроэнергию. Прибыль этих компаний гораздо больше тех, кто пользуется их услугами — здесь и авиакомпании, и АПК. Так что надо бороться с монополистами и ограничивать тарифы.
Подготовили Мария Соколова, Сергей Гарифуллин, Ксения Редичкина